Конспект урока окружающего мира 4 класс Как узнать человека

Конспект открытого урока окружающего мира

Учитель: Ефимова А.А.

Тема: Как узнать человека? ( Что такое характер?)

Класс: 4

Тип урока: урок первичного предъявления нового знания

Цели:

Линия 1: Овладение картиной мира. Учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;

Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру. Учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.

1.Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека как “характер”, создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”.

2. Воспитывать стремление к формированию у себя положительных черт характера и к искоренению отрицательных.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.

Оборудование. Раздаточный материал для учащихся, презентация

Ход урока

I. Орг. момент.

Прекрасна школьная пора

И вам дано в ней очутиться.

Чтоб стать мудрее, чем вчера,

Вам нужно многому учиться.

- Ребята, а вам нравится учиться? Есть у вас свои интересы, предпочтения , увлечения в учебной деятельности?

- Скажите, а учение всегда бывает легким или вам приходится сталкиваться с определенными трудностями?

- Поднимите руки те, кто не боится трудностей, кто умеет с ними справляться. Спасибо.

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, поднимите свои смайлики – эмоции. Спасибо.

- Как вы думаете, а поможет ли наше настроение преодолеть все трудности сегодняшнего урока окружающего мира? Я верю в ваши силы и способности, поэтому желаю вам удачи на уроке.

- А вы подарите свои улыбки друг другу и нашим гостям. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

- Вот вы все сейчас подарили свои улыбки, показали смайликом с эмоциями свое настроение. Сказали о своих интересах и увлечениях. Вы испытываете приятные чувства.

- Как можно коротко назвать все, о чем я сейчас говорила: улыбки, чувства, эмоции, настроение, увлечения, интересы? О чем идет речь?

(внутренний мир человека)

- Дайте, пожалуйста, определение, что такое внутренний мир человека?

(Внутренний мир – душевные качества человека, эмоции,

настроение, мысли, интересы, увлечения человека)

– Как можно по-другому назвать человека со своим собственным внутренним миром, который обладает всеми этими качествами?

(личность)

- Человек рождается личностью? Все эти качества, признаки даются нам с рождения? Откуда они берутся и как их можно назвать?

(приобретенные в общении с людьми, в обществе )

-Вы молодцы, все верно говорите.

III. Постановка проблемы.

- Я предлагаю вам внимательно посмотреть сценку . Попробуйте рассказать о героях, опишите, что это за человек. Поработайте в группах. Правила работы в группе. Выберите одно наиболее меткое, подходящее качество человека на КАРТОЧКЕ № 2.

Добрый

Хитрый

Умный

Аккуратный

Спокойный

Уверенный в себе

Необщительный- замкнутый

Злой

Жестокий

«Ворчун»(хмурый)

Решительный

-Посмотрим, что у вас получилось. Каждая группа назовет свое выбранное качество.(записывать по ходу ответов на доску)

- Посмотрите-ка из совершенно одинаковых наборов качеств человека у вас получились совершенно разные описания человека. Значит ли это, что все вы говорите о разных людях?

- Что же тогда у нас получается? Какое противоречие вы заметили?

(человек один и тот же, а мнения о нем такие разные)

- А какой же на самом деле человек? Знаем ли мы уже? (НЕ ЗНАЕМ)

- Какой вопрос возникает? На какой вопрос мы должны найти ответ на уроке?

(Как узнать человека?)

- Действительно, а как же мы можем узнать, какой это человек? Ваши предположения: как можно узнать о человеке, какой он? (варианты предположений зафиксировать на доске)

По выражению лица, эмоциям на лице

По общению с этим человеком

По отношению человека ко мне

По поступкам человека

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

- Как вы сейчас оценивали человека? (по внешности)

- Ребята, какой вывод напрашивается?

- Можем ли мы судить о человеке только по его внешности, по выражению лица?

ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА, ПО ВНЕШНОСТИ НЕЛЬЗЯ.

- Посмотрите, что написано на доске?

Веселый, быстрый (торопыжка), отзывчивый, добросовестный, ласковый, обидчивый, грубый,

равнодушный, решительный, доброжелательный, аккуратный, неисполнительный, честный, жадный.

- Какое задание можете предложить?

(разбить на 2 группы) в парах – КАРТОЧКА № 3

- По какому признаку?

(+ и – качества)

- Проверим, что у вас получилось. (сверяют со слайдом)

Листок самооценки

Критерий

Да

Нет

Я сам(а) распределил(а) по группам.

Мне помогал сосед по парте.

Мы, посоветовавшись, выбирали вместе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

12-14-«5»

10-12-«4»

7-9-«3»

- Какие качества вам нравятся? Не нравятся?

- А может ли быть весь набор этих качеств у одного человека? А у двух человек? Люди значит Одинаковые?

- Значит, мы все какие? (личности: у каждого человека свои неповторимые качества, свои особенности, свои черты – этим мы отличаемся друг от друга)

(разные: у каждого человека свои положительные и отрицательные качества)

- Верно, каждый человек имеет свои особенности, сочетает в себе разные качества. А как называется такое сочетание особенностей личности? Кто-то знает? Ваши предположения?

- Где мы можем узнать? (способы получения знаний: в учебнике прочитать, спросить у другого человека, посмотреть в другом источнике информации)

- И я предлагаю вам, найти ответ на наш вопрос в учебнике на стр. 24. Самостоятельно прочитайте и скажите, как называется сочетание свойств личности.

(характер)

- Итак, что же такое характер?

(Характер – неповторимое сочетание особенностей личности)

- Особенности личности – черты характера + или -.

- Если характер нам нравится, то, что мы говорим о человеке?

- А если характер на не нравится, то что тогда говорим?

Тогда, как мы можем судить о человеке: кого можно назвать хорошим, а кого плохим? Что помогает нам определить характер человека?

(общение, дела и поступки)

Предлагаю вам выполнить задание на КАРТОЧКАХ № 4.

Соедини стрелками поступки людей с чертами их характера

Поступки Черты характера

Ходит в грязной обуви АККУРАТНОСТЬ

Защитил малыша от собакиЗАБОТЛИВОСТЬ

Принёс бабушке чая НЕРЯШЛИВОСТЬ

Убирает за собой игрушки ОСТРОУМИЕ

Не оставил брату печеньяЖАДНОСТЬ

Любит рассказывать смешные историиСМЕЛОСТЬ

Сказал маме о разбитой вазе ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Никогда не сидит без дела ТРУДОЛЮБИЕ

Внимательно смотрит по сторонам на дороге ЧЕСТНОСТЬ

Покормила бездомного котенка СОСТРАДАНИЕ

- Проверим, что получилось?

- У кого все верно? Оцените себя. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: 1-2 ошибки -4, 3-4- 3

- Назовите положительные и отрицательные черты

ВЫВОД: СУДИТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ МОЖЕМ ПО ЕГО ПОСТУПКАМ.

- Ребята, а когда человек рождается у него уже есть характер? Это какой признак человека? (приобретенный)

- Как вы думаете, меняется ли характер на протяжении всей жизни человека? Кто его строит?

(предположения)

- Обратитесь за помощью к учебнику, найдите ответ на вопрос стр.25-26.

(Меняется, строят сначала родители, общество и сам человек)

- От чего зависит, вырастет ребенок злым или добрым? Аккуратным или небрежным?

(от воспитания)

Задача: расслабление, снятие мышечных зажимов, отработка умения выражать свои чувства и эмоции в мимике лица и движениях тела.

Учитель предлагает ученикам поиграть в хорошо знакомую им игру «Море волнуется – раз…», но не как обычно, а так, чтобы еще раз закрепить умение выражать чувства и эмоции:

печальный Пьеро, замри;

любопытный Буратино, замри;

веселый Карлсон, замри;

испуганный Пятачок, замри

неунывающий Леопольд, замри и т. д.

- Что можно сказать об отношении Леопольда к различным ситуациям в жизни, пусть даже не всегда приятным? Вспомните мультфильм.

- Что можно сказать о характере ослика ИА? У него противоположный характер?

Верит в добро, ждет от жизни только хорошее, редко огорчается, смотрит на неприятности с улыбкой, надеясь, что удача ждет его в будущем- таких людей называют оптимистами.

Всегда печальный, смотрит на жизнь мрачно, не верит ни во что хорошее, думает, что жизнь готовит ему только неприятные сюрпризы и нет причин для радости – пессимист.

- Подумайте, на кого из данных персонажей больше похожи вы? Сделайте вывод о том, кем вы являетесь: пессимистом или оптимистом. Кто хочет поделиться результатами своих размышлений с классом? Следовательно, склонность к оптимизму или пессимизму – одна из основных черт характера человека.

V. Выражение решения проблемы.

- Итак, вернемся к вопросу урока,

- Как узнать человека? Что такое характер? Человек с ним рождается? Как он может повлиять на свой характер? Как другие люди могут узнать о характере человека?

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер»

-Что это? (поговорка) Как понимаете?

- Что в характере человека проявляется раньше: привычка или черта характера?

- Что такое привычка? ( способ поведения человека в опред. ситуации, условиях)

Привычка

(Мыть руки перед едой)

Формируется постепенно

Преобразуется в черту характера (аккуратность)

Привычка определяет характер.

VI. Применение нового знания.

- Попробуем определить черты характера сказочных героев на стр.25. На что будем обращать внимание? (на поступки)

Золушка – (кормит птичек) – добрая, ласковая, заботливая.

Лиса (ворует хлеб) – хитрая, жадная, нахальная.

Карабас Барабас (с плеткой в руках) – злой, беспощадный, бессердечный.

Почтальон Печкин (стучится в дверь) – воспитанный, культурный, ответственный.

РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель предлагает ученикам, используя новые знания, распределить предложенные карточки на две группы:

Кот Леопольд

Пьеро

Ослик Иа

Кот Матроскин

Карлсон

VII. Рефлексия. Итоги урока.

Вспомните проблему нашего урока. Какие новые знания помогли нам ее решить? Назовите и раскройте опорные понятия урока. Что о чертах характера вы узнали? За что вы можете себя похвалить? Что было трудным? Интересным?

Самостоятельная работа

Отметьте знаком «+» правильны утверждения.

О характере человека можно судить по его поступкам.

Если я оцениваю себя (свой характер, свои поступки и т.д.), то это самооценка.

Можно верно оценить человек с первого взгляда.

Бывают люди с одинаковыми характерами.

Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно самому составить мнение о человеке.

У ребенка сначала формируется характер, а затем на его основе вырабатываются привычки.

Многие черты характера закладываются в детстве.

Общаясь друг с другом, мы можем оценивать себя и других как личность и сохранять или изменять наши отношения.

- «Лестница успеха»

- Оцените свое настроение( карточка – эмоция)

VIII. Домашнее задание.

Прочитать с.24-26, ответить на вопросы, в рабочей тетради.