Итоговая комплексная работа для 4 класса УМК Перспективная начальная школа



Итоговая комплексная работа для 4 класса

УМК «Перспективная начальная школа»

Мохнатые тяжеловесы

Медведи – это мохнатые тяжеловесы среди хищников. Самый большой из медведей – белый полярный медведь. Длина его бывает больше 3 метров, а весит этот гигант целую тонну. Скорость белого медведя достигает до 40 км/ч. У этого громадного зверя железные мышцы. От холода его спасает толстый слой жира и белая или чуть золотистая шкура с густой теплой шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом. Этот зверь способен проплывать в ледяной воде десятки километров. Он отлично ныряет. Белый медведь может очень долго обходиться без пищи. Но когда есть добыча, он сразу съедает от 10 до 25 килограммов и очень быстро накапливает жир. Сейчас на планете осталось всего 10-20 тысяч белых медведей. Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания. Сейчас принят закон, запрещающий охоту на него. Белый медведь внесен в Красную книгу.

Вообще медведи сильно различаются по размерам, окраске и среде обитания. Но почти все они могучие, плотно сложенные звери. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя семейство медвежьих относится к отряду хищников, медведи с удовольствием едят различные злаки, корни, ягоды и орехи, меда. Аляскинский бурый медведь в расцвете сил достигает в высоту три метра и весит целых 700 килограммов.

Самый распространенный медведь – бурый. Он обитает по всей Европе, в Азии и Северной Америке. Хотя его и называют бурым, он не всегда такого цвета. Встречаются и черные, и желтые, и бежевые, и даже ярко-рыжие медведи. Если у южных народов царем зверей считают льва, то на Севере такое звание носит медведь. Скорость бурого медведя развивается до 60 км/ч.

Бурые медведи, сохранившиеся в Европе, относительно мелкие.Гораздо крупнее те, которые живут на Скандинавском полуострове и на территории России. Медведи, живущие на западном побережье США, в Канаде и на Аляске весят порой свыше 400 килограммов. Их называют гризли. Гризли – один из самых опасных медведей. Он обычно предпочитает избегать человека, но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень трудно. На короткой дистанции хищник может обогнать даже скаковую лошадь. Самые крупные из бурых медведей – кадьяки живут на побережье и островах Аляски. Они весят до 700 килограммов. Более распространены в Северной Америке барибалы- черные медведи. Они живут от Мексики до Аляски. На западном побережье часто встречается аляскинская разновидность этих медведей. Их называют глетчерные медведи. Они серебристо-голубые. А обитающий у берегов Британской. Колумбии медведь кермод часто бывает белоснежным.

Азиатские и южноамериканские медведи в основном имеют черную окраску с различными метинами. Они не очень большие и весят около 140 килограммов. Болынеухий азиатский черный медведь – лишь дальний родственник американского черного медведя. Он обитает в горных лесах, повсюду, от Афганистана до Японских островов. Большую часть жизни он проводит на деревьях, в поисках орехов и желудей. Диковинного вида медведь-трубач, обитатель Индии и Шри- Ланки. У него очень вытянутая морда и огромные изогнутые когти. Когтями он вырывает из земли вкусные корни и клубни, а длинная морда помогает ему выдувать термитов из термитников. Это его любимая пища. Очковый медведь, получивший это название за желтые круги вокруг глаз, остался только в высокогорных лесах. Сейчас он обитает только на склонах южноамериканских Анд. Живет он в гнездах, которые сооружает на деревьях. Питается в основном пальмовыми побегами. Один из самых маленьких и забавных медведей – нособрюхий малайский медведь. Они обитают в Юго-Восточной Азии и весят около 70 килограммов, так же как и очковый медведь. Они вьют себе гнезда на деревьях. Малайцы иногда приручают их и держат в качестве домашних любимцев.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прочитайте текст.

Постарайтесь выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

Подготавливая подробный пересказ текста «Мохнатые тяжеловесы», ученик озаглавил все абзацы и составил план пересказа.

В какой последовательности должны стоять пункты составленного плана? Пронумеруйте их.

( ) Сходства и различия мохнатых тяжеловесов.

( ) Самый распространенный медведь- бурый.

( ) Самый большой из медведей.

( ) Медведи с черной окраской.

( ) Один из самых маленьких и забавных медведей.

( ) Один из самых опасных медведей.

( ) Кадьяки.

На склонах южноамериканских АНД

Белый медведь

Задание 2. Соедини стрелками «Где живут медведи?»

Белый медведь

гризли

Индия и Шри- Ланка

Полярный круг

кадьяки

Бурые медведи

На побережье и островах Аляски

Очковый медведь

На западном побережье США

Канаде, Аляске

Медведь – трубач

Европа, Азия, Северная Америка

Задание 3.

Предложение Варварская охота поставила этого хищника на грань вымирания разбери по членам предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что можно сказать о подлежащем? Выбери правильный ответ.

Выражено одушевленным существительным среднего рода единственного числа.

Выражено неодушевленным существительным женского рода единственного числа.

Выражено неодушевленным существительным мужского рода множественного числа.

Задание 4.

Найди в пятом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, и заполни таблицу.

Название орфограммы

Пример слова с данной орфограммой

Сложные слова

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Парные согласные на конце и в корне слова

Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением

Разделительный мягкий знак

Задание 5.

Реши задачу, используя данные текста.

Во сколько раз масса медведя кадьяка больше массы очкового медведя? На сколько килограммов масса очкового медведя меньше массы медведя кадьяка?

Ответ:

Задание 6.

Полярный медведь развивает скорость 40 км/ч, а медведь гризли 60 км/ч На каком расстоянии друг от друга будут медведи через 3 часа ?

Ответ:

Задание 7

Выпиши выделенные в тексте слова в два столбика, разделяя их по частям.

У глаголов определи время, спряжение.

Прилагательные разбери по составу.

глаголы

прилагательные

Задание 8

Используя данные текста, заполни пропуски, указав максимальную массу загаданных животных.

1т > ………… > 400 кг____________________________________

700 кг > …… < 140 кг_____________________________________

Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

_____________________________и________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 9 -15 выполняются в парах

(с соседом по парте).

Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 15 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.

Задание 9.

Белый медведь внесен в Красную книгу. Принят закон, запрещающий охоту на него. Составьте рассказ из 5 предложений о том, что нужно сделать, чтобы сохранить исчезающий вид медведей.

____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

Используя личные знания и материалы текста, напиши, почему белый медведь может долго обходиться без пищи?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

Обведи на карте те области, где встречаются бурые медведи. Обведи сначала карандашом; сверь получившийся у тебя рисунок с тем, что говорится об этом животном; исправь, если нужно, ошибки и обведи рисунок ручкой.

Задание 12.

Если у южных народов царем зверей считают льва, то на Севере такое название носит медведь. Обсудите, почему царём зверей у северных народов считается медведь и запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.

Ответьте на первые два вопроса, используя текст. Опираясь на личный опыт и текст, ответьте на третий вопрос.

1). Почему азиатский чёрный медведь большую часть жизни проводит на деревьях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Почему нособрюхий малайский медведь вьёт себе гнездо на деревьях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)Почему бурые медведи России зимой впадают в спячку?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.

Представьте, что у вас есть возможность пригласить в класс какого-либо известного человека – биолога, путешественника, ведущего познавательной телепрограммы и т.д. Обсудите в паре, кого хотите пригласить и почему. Как вы его представите одноклассникам? О чем хотите услышать рассказ? Составьте и запишите – каждый на своем листочке – два предложения об этом человеке и его истории, открытии или путешествии и один вопрос к нему как к ученому о его исследовании (открытии, важном событии, изобретении).

Начните так:

(Представление классу)

Ребята! Сегодня у нас в гостях ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вопрос гостю)

Разрешите задать Вам вопрос. ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.

Используя данные текста, придумай задачу, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запиши:

А) Задача:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Б) Решение:

Ответ:__________ ____________________________________________

В). Оцените вашу задачу. Ответьте на вопросы: эта задача про бурых медведей? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что-то изменить? Если хотите, запишите новый вариант:

А) Задача:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Б) Решение:

Ответ:__________ ____________________________________________

Лист самооценки_________________________________________

Фамилия, имя класс

Оцени свою работу в паре. Отметь + , в какой мере ты согласен

( согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен

(согласна)

Частично согласен

(согласна)

Не согласен

(согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях

я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному(одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре