Как устроить овощной огород



КАК УСТРОИТЬ ОВОЩНОЙ ОГОРОД:

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОГОРОДА

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая её с игрой. Место для огорода выбирается на открытом, не затенённом пространстве.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчёта 1 кв.м на каждого ребёнка (включая дорожки). Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий. Огород окаймляют забором или бордюром из цветов. Грядки разбиваются шириной 60-70см, чтобы детям было удобно доставать до середины. Длина грядок 2,5-3м. расстояние от грядок до забора не менее 60см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5м. На неё выносится стойка с инструментами для работы.

Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.

Орудия труда для детей должны быть абсолютно безопасны; соответствовать росту и силам ребёнка. Вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Хозяином огорода должен быть сказочный персонаж. Нашего хозяина зовут Мишка Топтыжка.

Из овощных растений на участке можно выращивать салат, редис, лук, горох, разные виды капусты, морковь, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, щавель, укроп; из многолетних культур – ревень.

Для огорода следует использовать быстрорастущие овощи, прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это горох, бобы, редис, лук. Выращивают те культуры, которые являются районированными для данной местности. Грядки должны быть снабжены планшетами-этикетками, на которых нарисованы овощные культуры.

Для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях (общие признаки и различия) можно посадить разные сорта одного вида (капуста, смородина). Мы посадили черную, красную и белую смородину.

Нельзя сажать потенциально опасные растения: малину, ежевику, крыжовник. Они имеют шипы, и дети могут пораниться.

Нельзя делать уплотнённые посадки, т.к. детям тяжело запомнить названия.

Работа на огороде должна быть последовательной:

Посев семян и высадка рассады в свои определённые сроки;

Уход за растениями – следить, чтобы после дождя или полива на почве не образовывалась корка. Прополка и прореживание – основные условия борьбы с сорняками. Чтобы облегчить уход за растениями, можно замульчировать почву травой или специальной плёнкой. Обязательно удалять сорняки и на прилегающей к грядкам территории.

Борьба с вредителями – важное условие при выращивании овощных культур.

Для борьбы с вредителями на огороде можно применять следующие методы:

Профилактические – соблюдение севооборота, правильное чередование культур, предпосевная обработка почвы;

Механические – уничтожение насекомых-вредителей;

Биологические – охрана насекомоядных птиц, привлечение их с помощью подкормки.

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место.

Химические методы борьбы с вредителями не допустимы!

Гигиенические требования к организации труда детей в природе:

Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него может возникнуть отрицательное отношение к трудовым заданиям;

Следует помнить, что при поливе растений ребёнок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду;

Любая трудовая деятельность детей, особенно связанная с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого;

Запрещается детям переносить тяжести;

В пользование детям даются исправные и безопасные инструменты. Нельзя детям пользоваться инструментами взрослых;

В жаркие солнечные дни труд детей в огороде организуется в часы вечерней прогулки;

Воспитатель осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей в процессе работы. Воспитатель приучает детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами;

Продолжительность труда детей в младших группах в пределах 5-7 минут.

Методические требования к организации труда детей в природе.

Труд детей в природе организуется в форме индивидуальных поручений и коллективного труда.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах. Особое значение имеют в младших, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребёнок выполняет сам. Это даёт возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать, оценить деятельность. Всё это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, аккуратности.

Коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки всех детей группы. Во 2 младшей группе возможен труд и подгруппами, и всеми детьми группы. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: сажают горох на грядке или поливают. Труд этот будет организован как труд рядом. Каждый ребёнок действует в своём темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети овладевают навыками трудовой деятельности. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Труд детей проходит при участии воспитателя и под его наблюдением. Воспитатель помогает детям, показывает приёмы выполнения задания, поощряет их. Оценка труда детей должна быть всегда положительной.

Литература:

Николаева С.Н. «Юный эколог», М.: «Просвещение», 2005.

Пушкина Л. «Методические рекомендации по организации труда детей в природе»

Саморукова П.Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду», М.: «Просвещение», 1992.

Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

Инструкция № 4 «О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду».