ИКТ на уроках физической культуры в начальных классах



Направление- спортивно-оздоровительное.

Использование ИКТ в преподавании физической культуры

в начальных классах.

Выступление на методическом объединении для учителей физической культуры

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28г.Пятигорска

Ковалевская Татьяна Михайловна

Пояснительная записка

В наши век с огромным потоком информации, которую легко получить, но очень трудно перерабатывать, важно применять информационные компьютерные технологии (ИКТ), представляющие собой накопление информации, её хранение и переработку.  

В соответствии с ФГОС основными задачами реализации содержания на уроках физической культуры является: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении этих задач.

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры школы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках наряду с традиционными формами обучения.

Слайд 1

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения – необходимая потребность современного времени.

Компьютеры окружают нас в любой сфере деятельности, на каждом шагу и в современном обществе является средством для получения информации и выполнения определенной работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры, ведь физкультура – это прежде всего движение.

Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. На современном этапе развития школы каждый класс оснащен компьютерной техникой. Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.

Функциональные возможности современных компьютерных средств значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности по физической культуре. Разрабатывая технологию применения компьютера на уроке физкультуры, я руководствуюсь следующим принципом: компьютер в обучении использую лишь тогда, когда он обеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать при использовании традиционных технологий.

При использовании ИКТ по-другому строится и планирование урока: специально продумываю отдельные элементы занятий, в которых используется компьютер, разрабатываю способы управления познавательной деятельностью учащихся.

Особое внимание обращаю на:

- представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) и трудных для наглядной демонстрации на обычных уроках;

- компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры;

- использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия.

Слайд 2.

Применение компьютера возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координирую, направляю, руковожу и организую учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо меня компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным.

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Слайд 3

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

- используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

- повышается объективность оценивания;

- фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.

Слайд 4,5,6

Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. Время, выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества. Выигрывает от этого не только учитель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, ученикам. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2 – 4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.

Слайд 7.8

Рассмотрим возможности использования ИКТ на уроках физической культуры:

Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной работы учащихся.

Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие тексты с графическими иллюстрациями, и аудио-материалами.

Применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы учащихся, сохраняя тем самым учебные часы для занятий непосредственно физическими упражнениями.

Технология проста и доступна практически для любого человека, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения в сфере физической культуры.

В основной школе закладываются основы техники  двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий необходимо показать его. Говорят “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!”. Учитель по разным причинам не всегда может выполнить то или иное упражнение. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему зачастую бывает полезнее показа двигательного действия, показанного учителем или учащимися. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Вдобавок, наглядность можно использовать не только в качестве иллюстраций, но и как самостоятельный источник знаний, нужно только организовать эффективную поисковую, исследовательскую работу учащихся. Например, под руководством учителя физической культуры подобрать комплекс специальных, общеукрепляющих упражнений индивидуально для каждого учащегося, а затем реализовать разработанные комплексы в виде медиапродукта: обработать иллюстрации, подобрать музыку, создать текстовое сопровождение. Продукт, созданный руками учащихся будет самым лучшим наглядным пособием.

Слайд9,10,11,12,13

При проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ для создания электронных презентаций, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор, а так же сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за нестандартной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

Основными задачами реализации содержания по предмету «Физическая культура» являются:

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Возможным выходом для решения этих задач, поставленных обществом перед школой, может стать применение информационных компьютерных технологий

Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Применительно к практическому использованию компьютерных технологий в образовательном процессе это означает:

- тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

- оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

- индивидуальный подход к обучаемому .

Следовательно, применение компьютерных технологий в процессе физического воспитания школьников можно рассматривать как средство методической поддержки учебного процесса. 

Новая тенденция в преподавании физической культуры в школах направлена на массовое привлечение всех школьников к занятиям, независимо от наличия противопоказаний. ИКТ в частности, дает возможность теоретического изучения предмета «физическая культура и физическое воспитание» школьниками, имеющими освобождение от физкультуры. Учащиеся получают задания по созданию презентаций. Они подготовлены к созданию презентаций, делают их быстро.

По заданию учащиеся готовили самостоятельно презентации на такие темы: «Соблюдение режима дня», «Закаливание», « Мои занятия спортом» Участие детей в разработке различных презентации, пособий считаю не обязательным, но и отстранять их от этой работы не следует. Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами, чем мы.  Безусловно, каждая работа должна оцениваться, ведь предполагает затрату времени, творческую направленность.

         Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Однако существующие разработки использования компьютерных технологий носят выборочный характер и ещё не имеют широкого распространения.

При проведении уроков по темам «Ловля и передача мяча», «Ловля и передача мяча в движении», «Подвижные игры на основе баскетбола» необходимо выработать у учащихся умения владеть мячом, выполнять передачи на расстояние, ловить мяч, выполнять ведение мяча и броски, а также метать мячи на дальность с места из различных положений. На первых уроках даю знания о том, как упражнения с участием рук и пальцев влияют на развитие человека, в частности головной мозг. Далее разучиваем различные упражнения пальчиковой гимнастики. Например, для осваивания вида движения- метания:

Разотру ладошки сильно ( растирание ладоней),

Каждый пальчик покручу(захватить каждый палец у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги),

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу( потереть ладошкой о ладошку),

На замочек их закрою ( пальцы в «замок»)

И тепло поберегу.

Основное в технике метания- умение сообщить мячу максимальную скорость вылета и нужное направление полета. Для достижения этих целей использую различные подвижные игры с бегом, метаниями. Разучиваем их в классе, а играем в зале. Использую всем известные игры: «Попади в обруч», «Передал – садись», «Мяч соседу», «Передача мяча в колоннах», «Мяч в корзину». Эстафеты с ведением мяча правой и левой рукой поочередно в шаге, беге.

Слайд 14

Охотники и утки.

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых – “охотники” – становится по кругу (перед чертой), вторая – “утки” – входит в середину круга. У “охотников” волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу “охотники” начинают выбивать “уток” из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. “Утки”. бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая “утка” покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной “утки”, после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить “уток” за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в “уток”. Тогда итог подводится по количеству “уток”, выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

Совместная работа учителя физической культуры и ученика предполагает развитие и расширение представления с использованием информационных технологий в свете формирования здорового образа жизни

Очень малая часть посвящена пропаганде здорового образа жизни.

На своих уроках даю знания о нашем организме. Так ребята уже знают, что нагрузку нужно чередовать с активным отдыхом, умеют находить пульс, слушать свое сердцебиение.

Так при изучении темы» Прыжки в длину с места» Даю представления о нашем организме. Скелет –это своеобразный каркас, который поддерживает наше тело, защищает внутренние органы. Без скелета человек не может ни стоять, ни бегать, ни сидеть, ни заниматься спортом. При рождении скелет человека насчитывает 300 костей. Потом они срастаются. После прекращения роста насчитывается 207 костей. Самая большая кость – берцовая. При прыжке в длину эта кость получает нагрузку в 9000кг.

Чтобы выдержать такую нагрузку, не только тренироваться. Но и правильно питаться, поскольку от наличия витаминов и других веществ зависит сила и крепость костей. В образовании костной ткани необходим кальций, который должен поступать ежедневно.

Далее рассматриваем технику прыжка.

Прыжки в длину с места

Отталкиваясь двумя ногами (стопы на ширине плеч и параллельно друг другу), мах руками вперед-вверх.

В прыжке максимально вытянуться. Усилия прилагать не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. При приземлении подать плечи максимально вперед, стараться удержать ноги выше, не допускать преждевременного приземления.

Обязательно добиваться широкой амплитуды движений, правильного маха руками, мягкого приземления одновременно на две ноги. Обучение этому упражнению легче начинать в игровой форме: например, в игре. Соревновательный момент в этом, как и в других упражнениях, используют лишь тогда, когда у детей сложился правильный рисунок прыжка. Иначе произойдет закрепление неверного движения и повлечет за собой дальнейшие ошибки при выполнении более сложных прыжков.

Слайд 15.

Прыжки по полоскам

Подготовка. Линиями обозначается коридор шириной 2-3 м. Поперёк коридора проводятся линии, образующие узкие (30 см) и широкие (50 см) полоски, которые чередуются между собой. Таких полосок может быть по 6-8. Через узкие полоски дети прыгают, а от широких отталкиваются при прыжках. Класс делится на три-четыре команды, которые встают шеренгами.

Содержание игры. По сигналу первые номера каждой команды начинают прыжки с начала коридора (толчком двумя ногами) через узкие полоски, делая промежуточный прыжок на каждой широкой полосе. Выполнившие все прыжки правильно (не наступив на узкие полоски) приносят своей команде очко. Так же прыгают вторые номера и т.д. Если игрок наступит на узкую полоску, он продолжает прыгать дальше, но не приносит команде очко. Быстрота выполнения прыжков не учитывается.

Побеждает команда, игроки которой получили больше очков.

Правила игры: 1. Ширина полосок постепенно увеличивается (до 60, 90, 100 см). 2. Команды располагаются в таком же положении и соблюдают ту же последовательность. 3. Тот, кто прыгнул на первую полоску, получает одно очко, на вторую – два очка и т.д. 4. Тот, кто неточно приземлился на очередной полоске или не устоял на ней, выходит из игры и очков не получает.

Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств в физическом воспитании не имеют широкого распространения в школьной практике. Но я считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных возможностей и традиционной системы обучения.

   ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащихся.

Таким образом, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Список литературы:

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г.Захарова. -4-е изд.,стер.-М.: Academia, 2008.

Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре/ Материал Всероссийской научно- практической конференции СПб.. 2000

Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных технологий в теоретической и методико-практической подготовке студентов по физическому воспитанию /Матер. всерос.науч.-практ. конф. СПб., 2000.

СамсоноваА.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте/ Самсонова А.В. Козлов И.М.,

Таймазов В.А.// Теория и практика физической культуры.- 1999.-№9.-с. 22-26