ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДОУ



ИННОВАЦИИ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДОУ

Быкова Екатерина Ивановна,

заместитель заведующего по УВР

МБДОУ д/с №8 г.

Тегза Татьяна Анатольевна,

учитель-логопед МБДОУ д/с №8

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.

Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-х годов XX века на западе, и с 80-х годов в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «недоразвитости» образования.

Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализовать.

Рассмотрим основные понятия инноватики.

Новшество:

- идея, являющаяся для конкретного лица новой;

- средство (новый метод).

Инновация:

- обновление, изменение;

- введение чего-либо нового;

- процесс освоения новшества.

Педагогическое новшество – содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической деятельности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Отсюда значит, что инновация это содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи, технологии их реализации).

Инновационная деятельность включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с государственными стандартами; обновление педагогических технологий методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой. Она строится на основе следующих принципов:

Демократизация предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрацию.

Гуманизация обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в

соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

Гуманитаризация образовательных программ, то есть такоесоотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

Дифференциация, мобильность и развитие предполагаютмногоуровневость, полифункциональность образовательных программ.

Открытость образования, то есть предоставление как основного, так и дополнительного образования.

Стандартизация предполагает соблюдение федеральныхстандартов качества образования, введение региональныхстандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Специалисты, работающие с детьми-логопатами, также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют возможности информационных носителей аудио – и видеозаписывающей аппаратуры, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий. Активно внедряются программы коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение в логопедической практике. Это связано в первую очередь с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт из года в год. Кроме этого обучение, основанное только лишь на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно не интересно ни детям, ни педагогам, а поэтому малоэффективно. И часто коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Поэтому для повышения результативности коррекционно-развивающей работы, возникает потребность в использовании инновационных методик, технологий, приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевые нарушения.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решения более современных задач логопедической коррекции:

- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий логопедического воздействия:

Таблица 1.

Инновационные технологии логопедического воздействия

Содержание

Пути реализации

Результаты

Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению речи.

Поиск, выбор, пробы, предложения, сравнения, замены, перестановки, исправления, проблемная ситуация.

Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, лучшая динамика логокоррекции.

Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов.

Символы звуков и их характеристик, звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, схемы цепной организации текстов, мнемотаблицы, дневники исследований.

Развитие фонематического слуха, символической функции речи; осознание структуры фразы, текста; сокращение сроков исправления нарушения речи.

Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах.

Стимуляция вопросно-ответной формы обучения: почемучки, почта Учёного Кота, «Прав ли Незнайка?». Выбор вариантов ответа по аналогии, из предложений.

Улучшение коммуникации, проявление способностей к произвольной постановке различных моделей вопросов; повышение речевой активности, познавательного интереса; формирование исследовательских навыков.

Активное использование элементов ТРИЗ и РТВ для развития фразовой и связной речи.

Проблемный сюжет, морфологический анализ, фантазирование, сочинение сказок и т.д.

Раскрепощение детей, их мотивированность, развития внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие речи в экспериментально-поисковой деятельности детей (проблемное обучение).

Активная роль ребёнка в добывании, переработке и анализе информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам; усвоение на практике сложных грамматических конструкций; оречевление детских умозаключений.

Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком.

Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, сообщества самих детей.

Развитие связной диалогической речи, креативности мышления, инициативы; формирование навыков совместной исследовательской деятельности.

Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности.

Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру стихотворений с использованием алгоритма для последовательного составления рифмованного текста.

Развитие всех сторон речи, умения раскрепощено выражать свои мысли, насыщая речь речевыми оборотами и образными выражениями.

Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников.

Составление фраз, предложений, текстов с опорой на модели.

Развитие лексико-грамматических компонент речи, умения правильно строить предложение, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса.

Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи.

Использование при составлении связного рассказа последовательного изображения объекта; наглядного плана (выложенные в определённой последовательности картинки) и речевого плана (вопросы учителя-логопеда).

Развитие монологической речи, умения последовательно излагать содержание текста.

Использование игровых и компьютерных технологий в совместной и индивидуальной деятельности с ребёнком.

Игровая психотерапия, арттерапия, хромотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, технология «БОСС – Здоровье».

Устранение препятствий в межличностных отношениях, развитие внимания, эмоционально-волевых качеств, нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния, совершенствование психомоторики и развитие речевого дыхания.

Использование инноваций специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует повышение детской мотивации к исправлению речевых нарушений, активизации и раскрепощению дошкольников на занятиях, улучшает их высшие психические функции, повышают качество коррекционно-развивающей работы, и уменьшает сроки логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

2. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.