ИННОВАЦИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДОУ
ИННОВАЦИИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДОУ
Быкова Екатерина Ивановна,
заместитель заведующего по УВР
МБДОУ д/с №8 г.
учитель-логопед МБДОУ д/с №8
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям. Важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования – внедрение инноваций в работу образовательного учреждения.
Инновационная деятельность позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
Педагогическая инноватика развивается с конца 50-х годов XX века на западе, и с 80-х годов в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «недоразвитости» образования.
Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализовать.
Рассмотрим основные понятия инноватики.
Новшество:
- идея, являющаяся для конкретного лица новой;
- средство (новый метод).
Инновация:
- обновление, изменение;
- введение чего-либо нового;
- процесс освоения новшества.
Педагогическое новшество – содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической деятельности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Отсюда значит, что инновация это содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи, технологии их реализации).
Инновационная деятельность включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с государственными стандартами; обновление педагогических технологий методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой. Она строится на основе следующих принципов:
Демократизация предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрацию.
Гуманизация обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в
соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.
Гуманитаризация образовательных программ, то есть такоесоотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
Дифференциация, мобильность и развитие предполагаютмногоуровневость, полифункциональность образовательных программ.
Открытость образования, то есть предоставление как основного, так и дополнительного образования.
Стандартизация предполагает соблюдение федеральныхстандартов качества образования, введение региональныхстандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Специалисты, работающие с детьми-логопатами, также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют возможности информационных носителей аудио – и видеозаписывающей аппаратуры, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий. Активно внедряются программы коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение в логопедической практике. Это связано в первую очередь с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт из года в год. Кроме этого обучение, основанное только лишь на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно не интересно ни детям, ни педагогам, а поэтому малоэффективно. И часто коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Поэтому для повышения результативности коррекционно-развивающей работы, возникает потребность в использовании инновационных методик, технологий, приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих речевые нарушения.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков такова: не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решения более современных задач логопедической коррекции:
- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
Решению данных задач способствует использование инновационных технологий логопедического воздействия:
Таблица 1.
Инновационные технологии логопедического воздействия
Содержание |
Пути реализации |
Результаты |
Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению речи. |
Поиск, выбор, пробы, предложения, сравнения, замены, перестановки, исправления, проблемная ситуация. |
Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, лучшая динамика логокоррекции. |
Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. |
Символы звуков и их характеристик, звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, схемы цепной организации текстов, мнемотаблицы, дневники исследований. |
Развитие фонематического слуха, символической функции речи; осознание структуры фразы, текста; сокращение сроков исправления нарушения речи. |
Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. |
Стимуляция вопросно-ответной формы обучения: почемучки, почта Учёного Кота, «Прав ли Незнайка?». Выбор вариантов ответа по аналогии, из предложений. |
Улучшение коммуникации, проявление способностей к произвольной постановке различных моделей вопросов; повышение речевой активности, познавательного интереса; формирование исследовательских навыков. |
Активное использование элементов ТРИЗ и РТВ для развития фразовой и связной речи. |
Проблемный сюжет, морфологический анализ, фантазирование, сочинение сказок и т.д. |
Раскрепощение детей, их мотивированность, развития внимания, памяти, мышления, воображения. |
Развитие речи в экспериментально-поисковой деятельности детей (проблемное обучение). |
Активная роль ребёнка в добывании, переработке и анализе информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы. |
Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам; усвоение на практике сложных грамматических конструкций; оречевление детских умозаключений. |
Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком. |
Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, сообщества самих детей. |
Развитие связной диалогической речи, креативности мышления, инициативы; формирование навыков совместной исследовательской деятельности. |
Развитие речевого творчества в процессе совместной деятельности. |
Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру стихотворений с использованием алгоритма для последовательного составления рифмованного текста. |
Развитие всех сторон речи, умения раскрепощено выражать свои мысли, насыщая речь речевыми оборотами и образными выражениями. |
Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи у дошкольников. |
Составление фраз, предложений, текстов с опорой на модели. |
Развитие лексико-грамматических компонент речи, умения правильно строить предложение, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. |
Сочетание двух методов: наглядного и словесного, направленных на повышение эффективности развития связной речи. |
Использование при составлении связного рассказа последовательного изображения объекта; наглядного плана (выложенные в определённой последовательности картинки) и речевого плана (вопросы учителя-логопеда). |
Развитие монологической речи, умения последовательно излагать содержание текста. |
Использование игровых и компьютерных технологий в совместной и индивидуальной деятельности с ребёнком. |
Игровая психотерапия, арттерапия, хромотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, технология «БОСС – Здоровье». |
Устранение препятствий в межличностных отношениях, развитие внимания, эмоционально-волевых качеств, нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния, совершенствование психомоторики и развитие речевого дыхания. |
Использование инноваций специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует повышение детской мотивации к исправлению речевых нарушений, активизации и раскрепощению дошкольников на занятиях, улучшает их высшие психические функции, повышают качество коррекционно-развивающей работы, и уменьшает сроки логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.
2. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.