Инновационная деятельность в детском саду по теме Формирование здорового образа жизни



Инновационная деятельность в детском саду по теме

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

через создание модели развивающей педагогики оздоровления»

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Считаю, что нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чем вырастить, прежде всего, здорового человека и не просто здорового, а который будет осознавать важность и необходимость заботы о своем здоровье и будет знать и применять реальные приемы его сохранения. Ведь именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, когда происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки.

Как же сделать, чтобы здоровый образ жизни стал насущной потребностью самого ребенка? Для этого нужно, чтобы вся система деятельности дошкольного учреждения была включена в модель здоровьесберегающей системы, чтобы сам ребенок стал ее неотъемлемой частью и включился в деятельность по ее созданию.

Разрабатывая такую модель здоровьесберегающей системы дошкольного учреждения, мы исходили из того, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

В течение года в нашем детском саду проводилась инновационная работа по теме: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

В своей деятельности мы исходили из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого выступает педагогический коллектив детского сада.

Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые должны проводиться и в непосредственно-образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизывать весь учебно-воспитательный процесс в детском саду.

В целях повышения профессиональной компетентности всех педагогов учреждения по данной проблеме и включения каждого в общую деятельность был разработан план работы с педагогами по созданию модели здоровьесберегающей системы в ДОУ, план работы с родителями, а затем был разработан план совместной работы всех участников образовательного процесса по формированию представлений о ЗОЖ у детей.

Приложение 1 «План работы»

Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.

Дети и родители стали активными участниками проектов «Береги здоровье смолоду» и «Я расту здоровым». Вместе обустраивали и озеленяли участок для прогулок, придумывали сказки о полезной еде и вредных микробах, а потом рисовали иллюстрации к ним; вместе создавали уголки здоровья, а потом соревновались в викторине «Помоги себе сам».

В течение года были проведены два модуля «Путешествие по стране здоровья» и «Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов». Дети проводили опыты и ставили эксперименты, оформляли и издавали стенгазеты, проводили интервьюирование родителей и педагогов, а потом делились своим опытом, пусть еще и небольшим, но ценным для них с детьми других групп детского сада и родителями.

На всех занятиях вводились элементы психогимнастики, логоритмические упражнения, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки и дыхательные упражнения и вскоре дети, научившись их выполнять, уже учили свои родителей, младших братьев и сестер.

Дети старшего дошкольного возраста и их родители стали активными участниками создания в своих группах мини-музеев спорта, которые могли посетить дети всех групп. Все мини-музеи были интерактивными: они содержали экспонаты, которые можно было не только посмотреть, но и потрогать, использовать в своей игре, а при большом желании, даже взять на время домой, и эта особенность, безусловно, очень привлекала детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Все вместе, дружно создавали в своих группах уголки здоровья, в которых были представлены альбомы по здоровому образу жизни, предметы, необходимые для ведения здорового образа жизни, детская литература и плакаты, выполненные в совместной деятельности детей и взрослых, а потом проводили экскурсии для малышей и родителей.

С большим удовольствием дети участвовали в физкультурно-оздоровительных досугах «Празднике чистоты и здоровья», «Олимпийских играх», «Дне смеха», что способствовало развитию у них таких психофизических качеств, как быстрота, сила, ловкость и выносливость, воспитанию жизнестойкой и волевой личности, а также пониманию того, что только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Закреплению и обобщению представлений детей о здоровом образе жизни, необходимости выполнения спортивных упражнений и соблюдения санитарно-гигиенических правил способствовали спектакли «Репка на новый лад» и «Приключения жителей Цветочного города», показанные в рамках театрального фестиваля в детском саду. Последний спектакль был создан на основе сказки, которую дети придумали сами вместе с воспитателями.

Активными участниками нашей работы стали родители, которые участвовали во всех делах своих детей и сами проводили для детей мастер-классы по игре в хоккей, баскетбол и футбол.

Целенаправленная скоординированная работа всех педагогов детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников, использование различных форм и инновационных методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в которой дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии способствовало положительной динамике в развитии дошкольников и формировании у них навыков здорового образа жизни.

Можно с уверенность сказать, что приняв самое активное участие в формировании ЗОЖ, дети и сами научились заботиться о свое здоровье, и готовы научить других. Это действительно стало их жизненной потребностью.

Ссылка на презентацию по итогам инновационной работы

http://www.slideboom.com/presentations/689765/zdorovje

Приложение 1 План работы

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”

Направления работы:

Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности.

Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Виды и формы работы

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение.

Обобщение результатов исследования.

Психолог, воспитатели,

ст. воспитатель

Октябрь

Консультации:

«Растим вместе здорового ребенка»

«Правильное питание дошкольников»

Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, санбюллетеней, памяток, газеты «Растем здоровыми».)

Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья»

Семинар-практикум для родителей «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

-Профилактика простудных заболеваний

-Пальчиковые игры

-Психологическое здоровье дошкольника

Воспитатели

Ст. медсестра

Воспитатели, медсестра, воспитатель по ФИЗО

Воспитатели

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

Ноябрь

Семейный клуб. «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Консультации:

«Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке»

«Режим и его значение в жизни ребенка»

«День Здоровья»

Ст. воспитатель, психолог, воспитатель по ФИЗО ст.медсестра,

Воспитатель по ФИЗО

Воспитатели

Воспитатель по ФИЗО, муз. руководитель, воспитатели

Декабрь

Родительская конференция «Физкультура и здоровье ребенка»

-Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме;

-Результаты диагностики навыков и умений детей.

- Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней

-Делимся опытом семейного воспитания «Наша спортивная семья» (родители)

-«Уголок для занятий физкультурой дома» (рекомендации воспитателя по ФИЗО);

-Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье

Воспитатель по ФИЗО

Январь

Нетрадиционные родительские собрания (в форме КВН, викторин и т.д.) «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Педагоги групп

Февраль

Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»

Создание совместно с педагогами групп уголков здоровья.

Участие в спортивных соревнованиях «Мы мороза не боимся»

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатель по ФИЗО

Март

Семейный клуб. Встреча-дискуссия «Здоровье без лекарств»

-Как природа нам помогает быть здоровыми»

-Музыкотерапия

-Фито гостиная

День Здоровья

Ст. воспитатель, ст. медсестра, воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель

Воспитатель по ФИЗО, муз. руководитель, воспитатели

Апрель

Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья).

Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет «К здоровью вместе с мамой и папой»

Ст. медсестра

воспитатели

Май

Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!”

Консультация «Осторожно: лето!»

Воспитатель по ФИЗО воспитатели

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Месяц

Виды и формы работы

Ответственный

Сентябрь

Консультации:

«Создание здоровьесберегающей системы ДОУ»

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и критерии их оценки».

Тематическая выставка в методическом кабинете по теме инновационной работы.

Разработка плана совместной работы педагогов по формированию представлений детей о ЗОЖ»

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

Октябрь

Консультация

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда».

Организация в группах здоровьесберегающего пространства.

Создание библиотечки методической литературы о ЗОЖ

Брифинг «Валеологическое образование в детском саду»

Учитель-логопед

Воспитатели, учителя-логопеды, помощники воспитателей

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Ноябрь

Консультация

«Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ»

Конкурс на лучшую дидактическую игру, придуманную или сделанную своими руками.

Ст. воспитатель

Педагоги ДОУ

Декабрь

Консультация «Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста»

Психологический тренинг для сотрудников д/с

Психолог

Психолог

Январь

Педагогическая мастерская «Оздоровительные игры в образовательном процессе ДОУ»

-Гимнастика игрового характера после дневного сна;

-Проведение игрового массажа;

-Пальчиковая гимнастика

-Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников

Ст. воспитатель

Февраль

Семинар «Организация здорового образа жизни в детском саду»

Конкурс уголков здоровья в группах

Ст. воспитатель

воспитатели

Март

Обмен опытом: «ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр» (организация, проведение).

педагоги

Апрель

Консультация «Закаливание – в системе оздоровления ребенка-дошкольника».

Обмен опытом «Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ»

Ст. медсестра

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

Май

Эстафета педагогического мастерства. Творческие отчеты педагогов о проделанной работе.

Конкурс детских групповых альбомов «Здоровый образ жизни».

Мониторинг эффективности педагогической работы по формированию представлений детей о ЗОЖ

Ст. воспитатель, педагоги ДОУ

Воспитатели

Ст. воспитатель

ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О ЗОЖ

Цель

Задачи

Формы работы

Время проведения

Ответственные

в проведении

Формирование у детей основ здорового образа жизни и знакомство с понятием «культура здоровья»

Привлечь внимание детей к проблеме здоровья и его сохранения. Учить бережно относиться к своему организму. Формировать у детей желание регулярно делать зарядку. Развивать творческие способности, стимулировать к участию в решении проблемы.

Модуль «Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов

Октябрь-декабрь

Приобщать детей к спорту и здоровому образу жизни

Закрепить двигательные умения и навыки детей и умения координировать движения.

Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и др. морально-волевых качеств; приучать к активному участию в развлечениях, соревнованиях.

Спортивные со-ревнования «Старты надежд» (по группам)

Октябрь

Формирование у детей навыков здорового образа жизни

Объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Сформировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Продолжать знакомить с особенностями строения и функциями организма. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной)

Модуль «Путешест-вие по стране здоровья»

Февраль – апрель.

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни

Обогатить и закрепить представления детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.

Расширить и уточнить знания детей об отдыхе и спорте, необходимых для сохранения здоровья.



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все