ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛ



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

1.      Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2.      Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3.      Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.  

 ПЛАН.

Теоретическая часть.

  1.  ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

2. «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников по взаимодействию с ДОУ».                   

1.Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольного образовательного учреждения на развитие совместной деятельности с семьёй. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения [1].

Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.) в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видео-практикумы, видеоконференции, встречи с родителями в формате on-line Основная направленность инновационного подхода к взаимодействию с различными категориями семьи заключается, в использовании инновационных технологий, исходным пунктом которых является информационная компетентность педагогов, овладение ИКТ-технологиями.

Процесс использования в системе дошкольных образовательных учреждений информационных технологий берет свое начало с 2001 года, когда согласно письму Минобразования РФ «Об информатизации системы дошкольного образования в России» использование новых информационных технологий предусматривает преобразование предметно-развивающей среды, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. У данного проекта есть все необходимые ресурсы: специальные правительственные программы, Всероссийские конкурсы, запрос со стороны родителей, наличие нормативно-правовой и научно-методической базы. Однако в целом, процесс информатизации дошкольных учреждений развивается медленно и связан с рядом проблем: материальных, кадровых, методических.

Ситуация начала кардинально меняться лишь в последние 1-2 года. Программа модернизации дошкольного образования, повышения ИКТ-компетенции руководителей детских садов дало положительные результаты. Определение целей, средств, возможностей каждого участника образовательного процесса в системе “педагог – родитель” позволяют решить новые образовательные ИКТ-технологии.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, графике работы различных специалистов, мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнований и т.п.). Нам видится широкое использование ИКТ-технологий как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное “живое общение”, а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет ресурсов и сайтов.

Использование ИКТ-технологий в работе с современной семьей – инновационный ресурс, который поддерживается педагогическим коллективом. Современное информационное пространство предлагает новые технологии, способные повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей. Внедрения ИКТ-технологий позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.

Широкое внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей – дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии.Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы педиатра, детского психолога, просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.). Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:

- новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);

- документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);

- авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы для родителей (медиа-консультации для родителей, экспересс-практикумы, Интернет-семинары и дистанционные круглые столы);

- кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);

- медицинская информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);

- адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.

ИКТ-технологии позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог. Набирает обороты пилотажный проект “Детский сад в прямом эфире”, целью которого является оптимизация воспитательно-образовательного взаимодействия между детским садом и семьей посредством современных видео-коммуникационных технологий [1].

Инновационные формы дистанционного взаимодействия позволяют- предоставить родителям право на ведение оперативного видео-мониторинга жизни и деятельности ребенка в ДОУ. Прямой доверительный диалог между дошкольным учреждением и семьей в системе интерактивного общения позволяет создавать для ребенка, оставшегося дома, ситуацию «видео-включения» в деятельность на занятиях, участие в играх, праздниках. Обращение через веб-сайт позволяет родителям оперативно включиться в личностное дистанционное общение с членами администрации детского сада, педагогами, психологами, медиками. С помощью системы видео-мониторинга родители могут наблюдать за играми и занятиями, поведением, настроением и самочувствием своего ребенка, находящегося в детском саду в любом, удобном для них формате – на монитор персонального компьютера (ноутбука) или мобильный телефон.

Подобный информационный ресурс имеет широкое использование и функционирует как виртуальный методический кабинет. Он предназначен для всех участников образовательного процесса: родителей различных категорий семьи, специалистов детского сада, домашних педагогов и гувернеров.

 

Литература

1. Ганичева, А.Н. Система подготовки специалистов дошкольного образования к взаимодействию с различными категориями семей [Текст] /А.Н.Ганичева // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 4. – С.12–13.

2. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее образование детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие. /Ганичева А.Н., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 286 с.