Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с

Обобщение опыта работы по теме

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад № 104» Борониной О.Ю.

Актуальность выбранной темы

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К.Воробьёва, В.М. Гриншпун, В.А.Ковшиков, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева и др.) подчёркивают, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей с ОНР можно отметить следующие недостатки:

•связные высказывания короткие с аграмматизмами;

•отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

•состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

•уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.

Мы поставили перед собой цель совершенствования традиционных методов и приёмов работы по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Использование наглядного моделирования на занятиях по формированию связной речи у детей с ОНР.

2. Создание компьютерных презентаций как одного из средств наглядного моделирования.

Содержание работы.

Четкая, систематическая организация обучения детей с ОНР – сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

•геометрические фигуры или полоски;

•символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

•планы и условные обозначения, используемые в них;

•контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;

•картинно-графический план и многие другие.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Подготовительную работу по развитию связной речи условно можно разделить на 4 этапа.

Цель первого этапа – научить ребёнка составлять к предметным картинкам по предложенной схеме-модели предложения простое двусоставное предложение (существительное – подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного числа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Например, рыба плывет. ________ . или

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций.

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол +прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). Например, девочка кушает суп.

2. Именительный падеж имени существительного +согласованный глагол +прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание – у; – ю). Например, девочка ловит бабочку.

_________ или

Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трёх предложенных ниже конструкций.

1. Именительный падеж имени существитедьного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается). Например, дедушка привёз мешок картошки.

2.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа). Например, бабушка читает книгу внуку.

3. Именительный падеж существительного +согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа). Например, папа режет хлеб ножом.

׀____ _______ _______ _______ .

Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мальчик пишет на доске.

׀_____ _______ ▲ _______ .

Данные виды упражнений помогают детям осознать структуру предложения и правильно употреблять её в различных видах связной речи, что особенно важно при составлении детей разных видов рассказов.

При обучении детей с ОНР составлению рассказов используется один из новых приемов работы – использование компьютерных презентаций.

Компьютерные презентации дают учителю-логопеду широкие возможности для использования метода наглядного моделирования в составлении дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:

- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: «Зима», « Весна», «Осень», «Лето», «Цветы», «Птицы».

- на совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному плану.

- на формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.

- на воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.

В развитии навыка составления рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становится картинно-графический план, где указывается:

•принадлежность к родовидовому понятию;

•величина;

•цвет;

•форма;

•составляющие детали;

•качество поверхности;

•материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

•как он используется (какую пользу приносит)?

•за что нравится (не нравится)?

По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

Картинно-графический план просто необходим и для рассказа по сюжетной картине. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В данном случае, интересен такой приём, как фрагментирование картины. Детям раздаются карточки с фрагментами картины, и предлагается составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты. При этом также могут использоваться компьютерные презентации.

Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются или показываются опорные карточки-символы и фрагменты картины, таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображённые на картине действия.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

•выделение значимых объектов картины;

•рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

•определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

•объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Таким образом, с помощью схем – модулей, удаётся достичь следующих результатов:

появляется желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок;

обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность детей в школе.

Литература

1.Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. – Издательский дом «Карапуз». – 2003.

2.Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2000. – 8с.

3.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)

4.Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.

5.Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.

6.Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.

7.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.: ил. – (Библиотека логопеда).

8.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)