Переместительное свойство сложения
Тема: ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО СЛОЖЕНИЯ
Педагогические задачи: познакомить с переместительным свойством сложения; учить устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия сложения; развивать навыки прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: переместительное свойство сложения; умеют: устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действия сложения, решать выражения вида ± 2, ± 3, ± 4.
Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) :
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, отличают верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умеют строить речевые высказывания ( монологическое, диалогическое), решать коммуникативные задачи; воспринимают парную работу как взаимную тренировку в усвоении учебного материала.
Личностные УУД: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учёбе.
О б о р у д о в а н и е: числовые карточки, мультимедийная презентация к уроку, картинки с солнышками и посланием.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы вместе с Катей отправимся в путешествие на волшебный остров – « Остров Сокровищ и Знаний».(Слайд №2) Путешествовать будем на волшебном корабле. ( Слайд №3 ). Все готовы?
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вводная беседа.
- Мы прибыли на «Остров Сокровищ и знаний». Сойти на остров можно по мостику с цифрами (Слайд №4). Но на нём есть опасные места-пропуски, на которые нельзя наступать. Давайте вспомним, какие цифры спрятались?
- Какое число стоит между числами 2 и 4? (По щелчку появляется цифра 3.)
- Какое число следует за числом 6? ( По щелчку – цифра 7.)
- Молодцы!
2. Индивидуальная работа в тетради.
- Прежде, чем продолжить путешествие, найдите задание №1 в тетради (с.39). Найдите закономерность и продолжите ряды. (Учащиеся проговаривают возможные варианты чередования чисел и записывают их в тетради.)
3. Повторение состава числа 7.
- Спасибо! Идём по берегу острова. Нас встречает медвежонок. (Слайд №5)
- Он проголодался и очень устал. Давайте его накормим?
(Дети «собирают» ягоды, на которых сумма чисел равна 7.)
- Спасибо, ребята, вы очень добрые и заботливые!
III. Создание проблемной ситуации для постановки проблемы урока (с затруднением).
- Мы подошли к зарослям лиан. (Слайд №6).
- Чтобы сквозь них пробраться, нужно решить примеры. (Примеры записаны на лианах. Дети считают устно. )
3 + 2 4 + 3 7 + 8
2 + 3 3 + 4 8 + 7 = 15 ( пример появляется не сразу)
IV. Анализ проблемной ситуации и формулировка конкретной проблемы урока в виде темы.
- Все ли примеры решили сразу?
- В чём затруднение?
- Как вышли из трудной ситуации? Что помогло?
- Молодцы!
- Что же мы сделали со слагаемыми, чтобы решить пример? ( Поменяли местами, переставили, переместили.)
- А сумма изменилась? (Нет.)
Коллективная работа:
- Найдите задание 2 на с.4 в учебнике.
- Посмотрите, сколько листьев собрала Катя? Какие они?
- Прочитайте суммы, которые подходят к рисунку. ( 1 + 3; 3 + 1.) Почему эти суммы равны?
- Мы узнали новое свойство сложения.
- Кто может сделать вывод? ( После ответа детей – слайд №7.)
- Прочитайте текст в рамке на с.4. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
- Как можно назвать это свойство сложения? А тему урока? ( Слайд №7 ( Тема).
V. Решение проблемы ( открытие нового знания).
1. Работа в учебнике ( №3, №4 с. 4.)
- Ребята, наше путешествие продолжается. Перед нами кокосовая роща. (Слайд №8) Здесь можно отдохнуть и собрать кокосы, чтобы подкрепиться.
Физкультминутка.
Пальма кокосовая высока,
(Встают на носочки, руки вверх)
Спят на верхушке её облака.
(Голову кладут на ладошки и наклоняют вправо, затем влево.)
Вдруг ветер повеял на пальмы слегка,
( Машут ладошками в направлении лица.)
Сразу же вдаль унеслись облака.
( Машут ладошками от себя.)
Пальмы качаются ветру в такт вот так, вот так. ( В.Будина )
( Руки вверх, качаются вправо-влево.)
- Вот мы и отдохнули. А чтобы собрать кокосы, нужно правильно выполнить задание №3 на с.4. ( Записать на доске.)
- Молодцы!
- А сейчас будем работать в парах. Найдите №4 на с.4. Посмотрим, как дружно вы умеете работать.
- Давайте проверим, все ли пары справились с заданием.
- Молодцы ! Поблагодарите друзей за помощь.
- Запишите эти равенства в тетрадь.( №2 с.39)
- Что изображено на рисунке в задании №5 ? (Геометрические фигуры.)
- На какие группы их можно разделить? ( По цвету, по форме и по размеру.)
- Подберите выражения к рисунку. (Работают в учебнике.)
VI. Тренировочные задания на повторение.
Самостоятельная работа.
- Ребята, мы подошли к дороге, которая ведёт к сокровищам. ( Слайд №9)
- Но сокровища смогут найти только те, кто правильно и быстро выполнит задание №4 на с. 39 в тетради.
2 + 3 = 6 – 3 = 4 + 3 =
4 + 1 = 7 – 2 = 5 – 3 =
- Давайте проверим , правильно ли выполнили вычисления. ( Слайд №9(Ответы)
- Вот мы и добрались до сокровищ. ( Слайд №10 )
- Ребята, здесь для нас послание.
( В сундуке послание: « Твои сокровища – это доброта, честность, отзывчивость, любовь к родителям и уважение к старшим.»)
- Ребята, у кого уже есть эти сокровища, поднимите , пожалуйста, солнышко, которое есть у каждого на столе, и пожелайте друг другу добра и счастья.
- А кто хочет поделиться своей добротой и теплом с нашими гостями, тот может подарить им своё солнышко. А я поделюсь своей добротой с вами. (Дети дарят солнышки гостям, а учитель – детям.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какое новое свойство мы открыли на уроке?
- Кто легко справлялся с заданиями ? ( +)
- Кто испытывал затруднения, допустил ошибки? (- )
- Кому было интересно на уроке? ( И )
( Учитель заполняет на доске таблицу + - И )
- Ребята, похвалите и поблагодарите друг друга за урок. ( Упражнение
« Комплимент» .) (Слайд №11.)