Почему дети лгут П Экман



Почему дети лгут?

(П. Экман)

Ложь-это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.

Хвастовство и преувеличение-вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив у этой лжи очевиден-повысить свой социальный статус, завоевать признание и интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правда приукрашенная. Дети способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.

Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь, чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам учителей, родителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении. В середине 20-х годов нашего столетия психологи доктор Хью Хартшорн и доктор Марк Мэй провели уникальное исследование. На вопрос «Отличаются ли чем-нибудь дети, которые лгут, от правдивых детей?», исследователи отвечают так: и да, и нет. Лжецы отличаются неблагополучием в семейных отношениях, во взаимоотношениях с окружающими, да и их личностные характеристики менее благоприятны. Однако встречались лжецы, у которых было не больше признаков неблагополучия, чем у правдивых детей. Хотя в исследовании психологов рассматривались 24 различных признака неблагополучия-от нарушений поведения до низкого материального уровня семей,-оказалось, что все эти факторы не могут исчерпывающе объяснить, солжет ли ребенок в данной ситуации, и если да, то почему.

Исследование ученых обнаружило, что среди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей коэффициент интеллекта ниже среднего. Около трети детей из группы с самым низким коэффициентом интеллекта лгали и жульничали. Из тех детей, чей коэффициент был самым высоким, не солгал никто. Таким образом, выявилась тенденция-чем выше интеллект, тем дети менее склонны ко лжи. Психолог Бертон, занимавшийся этой проблемой, утверждает: « Нечестность некоторых детей с низким коэффициентом интеллекта выступает средством добиться того, что они уже не рассчитывают достичь честным путем». Существует еще одно объяснение того, почему честность и интеллект взаимосвязаны. Хортшорн и Мэй предположили, что одаренные дети в большей степени способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обмана. Исследования, выполненные впоследствии другим ученым, подтвердили правильность их гипотезы.

Являются ли дети, которые лгут, менее социально приспособленными, служит ли ложь первым шагом к асоциальному поведению, а возможно, и к преступлению? Научные данные свидетельствуют, что для некоторых детей ответ может быть утвердительным. Среди лжецов было несколько больше тех, кому учителя ставили низкие оценки по поведению, а также детей, имевшим склонность к невротическим реакциям. Недавние исследования гораздо более убедительно продемонстрировали, что ложь и социальная неприспособленность существенно взаимосвязаны.

Среди плохо адаптированных детей 90% мальчиков и почти 70% девочек лгали. Некоторые из них имели склонность к воровству, дракам, вандализму, к прогулам, к употреблению алкоголя и наркотиков. Ученые пришли к выводу, что дети-лжецы вырастают в тех семьях, где лгут родители. Ложь может быть такой незаметной, что родители даже не придают ей значение. Солгать соседке, оправдать свое опоздание вымышленной причиной-все эти случаи обыденны и проходят незамеченными для самих родителей.

Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Родителям дадим такие советы. Постарайтесь выяснить, почему ребенок лжет. Проанализируйте свое собственное поведение: не делаете ли вы чего-то такого, что вынуждает ребенка лгать или даже поощряет ложь. Не является ли детская ложь реакцией на семейные проблемы? Не порождена ли она влиянием друзей? В любом случае надо объяснить ребенку, какой вред приносит ложь. Если усилия окажутся безуспешными, надо обратиться за помощью к психологу.

Используемая литература:

- Саляхова Л.И. Родительские собрания . Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы.: Москва, «Глобус», 2008