Портфолио в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
муниципального образования город Ноябрьск»
Портфолио как обязательный компонент определения итоговой оценки за ступень начальной школы
Иванова Луиза Николаевна
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
Ноябрьск, 2012г.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Одной из особенностей системы оценки является использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений каждого обучающегося (личностных, метапредметных и предметных результатов).
1. Общие положения
Термин “портфолио” (такой термин используется в технологии критического мышления или портфель – адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как “министерский портфель” или “портфель инвестиций”.
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а самооценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
2. Цель «Портфеля достижений ученика» в ОС «Школа 2100» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
«Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
сохранять результаты ВСЕХ достижений ученика − учебных и внеучебных − за все четыре года начальной школы. В течение года схожую задачу решают Таблицы результатов и Дневник школьника, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;
сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижений и ошибок, которые не в состоянии отобразить таблицы результатов и тем более официальный журнал, где отметки сохраняют информацию только о конечном результате решения;
развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;
подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
3. Основные разделы «Портфеля достижений»:
показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
Система оценки результатов в ОС «Школа 2100» предлагает лишь методические рекомендации по его ведению, которые могут упростить работу учителя и помочь ученику.
В каком виде может существовать «Портфель достижений»?
Поскольку материалы «Портфеля достижений» официально признаются значимыми для итоговой оценки ученика, то до перехода на электронный документооборот основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки).
Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений».
4. Кто и когда пополняет «Портфель достижений»?
Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
5. Этапы работы над портфолио
1 класс
Начальный этап
Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
Апрель-май
Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
Основная задача первоклассников :
Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы дневника и как эти группы назвать.
Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.
Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.
В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.
2 класс
Начиная со 2-го класса ученик (обученный учителем) проводит самооценку материалов портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно». Самооценка материалов может проводиться по выбору ученика в разное время: одновременно с размещением материала (например, рисунка) в портфеле; в конце четверти или учебного года – сразу все материалы или некоторые. Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.
В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.
Какие разделы могут быть в «Портфеле достижений»?
«Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов:
Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями).
Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья …
Больше всего я люблю (дела, занятия)…
До школы у меня было много успехов, например: …
В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы».
Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:
мои главные достижения сейчас – это …
мне хочется добиться …, стать …
мне нужно научиться делать лучше ….
в этом году я постараюсь научиться прежде всего: …
этого я смогу добиться, если буду делать так:
1. … 2. … 3. …».
В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.
Начиная с 3-го класса, может по решению педагогического коллектива и с согласия родителей появиться такой раздел:
«Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать другим:
Мои предки – это ________. Вспоминая о них, я испытываю чувства _________, потому что__________.
Мой народ это _______. Ощущая свою связь с ним, я испытываю чувства ___________, потому что__________ ________________________________________________.
Я живу в России, и меня связывает с моей страной то, что _______________. Помня о том, что я из России, я испытываю чувства _______________, потому что____________________________________________ .
Со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что_____________________________________________.
«Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные и метапредметные результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):
а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты – Таблицы результатов из Дневника);
б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:
учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД − все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов – копии страницы Дневника);
школьный психолог − личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);
любой педагог – наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД – представляются только положительные результаты).
Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»* (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Ученики | Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии («+/-» – логичные/ нет | Число вопросов ученика в ходе дискуссии («+ + +») | Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению) | Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.) |
Петя М. | + + – + – | ++++ | ||
Лена С. |
Оценка результатов наблюдения:
Максимальный уровень |
| «Настоящий лидер» | Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату | ||
Программный уровень |
| «Отличный участник» | Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением | ||
Необходимый уровень |
| «Хороший участник» | Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы | ||
| «Мне еще многому надо научиться» | Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным | |||
«Я в начале пути» | Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует |
Часть, пополняемая учеником в разделе «Чему я научился на всех предметах».
а) самооценка учеником развития своих УУД – копии страниц Дневника:
избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». Примеры – любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошёл новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т.д.,
страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году»;
б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или её модели (вся совокупность УУД).
Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществлённых мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»
1.В начале этого проекта у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор)
Максимальный уровень | «Превосходно» | Необыкновенный результат, его будет сложно повторить | |||
Программный уровень | «Отлично» | Очень доволен, так как результат отличается от обычного | |||
Необходимый уровень | «Хорошо» | Доволен, похоже на то, что делаю обычно | |||
«Нормально» | Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе |
«Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Этот раздел представляет предметные результаты ученика.
Показатели предметных результатов – это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).
Обязательная часть, пополняется учителем: Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:
стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
Таблицы предметных результатов из Дневников (копии – бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;
итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).
Часть, которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
Максимальный уровень |
| «Превосходно» | Решена новая, совершенно незнакомая задача | ||
Программный уровень |
| «Отлично» | Решена необычная, в чём-то новая задача | ||
Необходимый уровень |
| «Хорошо» | Знакомая задача решена полностью самостоятельно | ||
«Нормально» | Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью |
Примеры материалов по предметам:
Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения, диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные творческие работы детей и т.п.
Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, мини-исследования и т.п.
Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных ответов, предметные мини-проекты, результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.
ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологов-описаний и т.д.
Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений и т.п.
«Достижения ВНЕ учёбы». Этот раздел прежде всего отражает личностные результаты ученика:
Любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.;
Каждая или большинство из них сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».
Пример листа «Самооценка творческого дела»:
1. В начале этого дела у меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне удалось …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
Максимальный уровень |
| «Превосходно» | Очень высокий результат, его будет сложно повторить | ||
Программный уровень |
Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все |