Приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания

Приемы педагогической поддержки младшим школьникам

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» – правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении младших школьников:

ребенок плохо учится;

ребенок ленится;

ребенок рассеян;

ребенок неуправляем;

хронические неудачи;

уход от деятельности;

развитие ребенка по игровому типу;

На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности

Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.

Трудности в обучении

Наиболее вероятные психологические причины

Общие рекомендации

Ребенок плохо учиться

Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника.

Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально

Нарушение учебной мотивации

Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.

Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

Повышенная тревожность

Поддержать доброжелательные взаимоотношения,

Найти и обеспечить сферу успеха;

Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.

Нарушение отношений с учителем.

Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)

Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии.

Желательно обучение в классе выравнивания.

Игровые формы обучения, репетиторство;

Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.

Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции.

Развитие ребенка по «игровому типу»

Развитие по типу «Хронической неуспеваемости»

См. отд таблицу

Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:

Ребенок ленится

Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия.

Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем.

См. пред.таблицу

Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)

Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)

Приучать к умению эффективно и следить за своей работоспособностью

Общая замедленность темпа деятельности

Не осуждать за медлительность.

По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.

Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:

Основная трудность: ребенок рассеян

Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.

Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Несформированность организации деятельности.

Повышенная энергетика.

Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.

Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя.

Ненавязчивый контроль исполнительности

Повышенная тревожность

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.

Найти и обеспечить сферу успеха.

Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п

4.Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:

Основная трудность: неуправляемый учащийся.

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

1 . Избалованность

Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.

Повышенная энергетика

Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

Спокойный стиль взаимоотношений.

Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:

«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость».

Учил, но не может хорошо ответить.

Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо.

Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

Основная: личностная тревожность.

Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:

нарушение отношений с учителем;

завышенные ожидания взрослых;

Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики

Поддерживать доброжелательные отношения;

Найти и обеспечить сферу успеха;

Щадящий оценочный режим в сфере неудач;

Снизить значимость сфер неуспеха;

Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.

6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:

«Уход от действительности».

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).

Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса.

Обманывает.

Основная—неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью.

Дополнительная—потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач)

Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…)

Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…);

Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы)

7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.

«Развитие ребенка по игровому типу».

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям.

Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

Основная—отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная—задержка психического развития.

Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал

Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.

Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.

Литература:

Вельчинская Т.П. «Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста». М., 2000.

Волков Б.С. «Младший школьник. Как помочь ему учиться?». М., 2004.

Степанов В.Г. «Психология трудных школьников». М., 2002.

Яшнова О.А. «Успешность младшего школьника». М.,2003.