Программа проектной деятельности для обучающихся по УМК Школа 2100

Программа проектной деятельности

для обучающихся по УМК «Школа 2100»

учителя начальных классов

Газизовой Е.А.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогнозтичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Проектная деятельность реализуется в рамках курса “Окружающий мир” (авт. А.А.Вахрушев) , «Технология»(авт. О.А. Куревина, Е.А.Лутцева), «Чтение и начальное литературное образование»(авт. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.), «Русский язык» (авт. Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.), «Изобразительное искусство» (авт. О.А. Куревина, Е.Д Ковалевская), «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова) УМК “Школа 2100″и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Задачи:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Планируемые результаты проектной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные.

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные.

а) Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

б) Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

в) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные.

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 4 класса по программе “Проектная деятельность”.

После изучения курса ученик научится:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

готовить тексты собственных докладов;

составлять план действий по своей работе;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

презентовать свою работу.

получит возможность научиться:

структурировать материал;

под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;

проводить самоконтроль;

делать умозаключения и выводы.

КОМПЛЕКСНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Список литературы

Для учителя:

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. – №7.

Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 124с.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.

Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.

Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.

Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

Для обучающихся:

Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. – Росмэн-Пресс, М., – 2006г. – 144с.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. – Астрель. – М., 2007. – 672с.

Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. – АСТ. – М., 2005. – 800с.

Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. – Махаон, – М., 2010. – 256с.

Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. – Махаон, – М., 2007. – 256с.

Что, зачем и почему? – Махаон, – М., 2008. – 256с.

Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. -АСТ. – М., 2008. – 272с.

Интернет-ресурсы:

Сайт “Детские электронные презентации и клипы” – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

Сайт “Детский мир” – Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

Сайт “Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество – Режим доступа: http://www.happy-kids.ru

Сайт “ПроШколу.ру – все школы России” – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/

Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Сайт “Все для учителей начальной школы” – Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm

Издательский дом “Первое сентября” – Режим доступа: http://1september.ru/

Сайт “Федеральные Государственные Образовательные Стандарты” – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

Сайт журнала “Вестник образования” – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/

Сайт журнала “Начальная школа” – Режим доступа: http://n-shkola.r u/

Банк проектов

Учебная деятельность

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

1.Эти удивительные буквы.

2.Говорящая азбука.

3.Звуки в слове

1.Как хорошо уметь грамотно писать.

2.Слова- близнецы. Слова-друзья.

3.Слова- родственники

1.Строим слова и предложения.

2.Слова- пришельцы

3.Происхождение слов

1.Волшебница речь.

2.Крылатые слова

3.Знаки препинания

Математика

1.Эти удивительные цифры.

2.Задачи в стихах.

3. Интересный учебник

1.Измерение времени.

2.Магия чисел.

3.Модель часов.

1.Вычислительные машины. . 2.История возникновения математики 3.Осевая симметрия

1.Свойства площади.

2.Задачник по математике

3. Шахматы развивают мышление?

Литературное чтение

1.Устное народное творчество 2.Загадка.

3. Друзья детства-игрушки

1. Сказка как литературный жанр.

2. Сказочные человечки

3.Сказочные богатыри

1.«Игра становится жизнью» (о путешествиях

2.Народные сказки

3. Авторские сказки

1.Басни.

2.Детская литература

3.Детские писатели

Технология

1.Панно «Осенний букет»

2.Сувенир в подарок.

3. «Книжка-малышка»

1.Рамка для фотографий

2.Оригами.

3.История поздравительной открытки.

1.Мягкая игрушка «Рыбка»

2. Поделки из овощей

3. Поделки из еловых шишек.

1.Салфетка

2. Что можно сделать из теста?

3Поделки из бросового материала

Изо

1.Сказочные герои.

2. Натюрморт 3.Дымковские игрушки

1.Народное творчество. 2.городецкая роспись

3.пейзаж

1.Дизайн в нашей жизни. 2.хохломская роспись



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все