Рабочая программа по литературному чтению 2 класс фгос
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по литературному чтению: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы, М. Просвещение. 2011
Цель:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Задачи:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Овладение речевой и коммуникативной культурой.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Количество часов | УУД |
1 | Самое великое чудо на свете Р.Сеф | 3 | Формирование познавательного мотива. Ориентироваться в прочитанных произведениях Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет. |
2 | Устное народное творчество Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки. Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки. Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Сказка «У страха глаза велики» Сказка «Лиса и тетерев» Сказка «Лиса и журавль» Сказка «Каша из топора» Сказка «Гуси – лебеди» Викторина по сказкам КВН «Обожаемые сказки» | 17 | Формирование познавательного мотива Прогнозировать содержание раздела. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.. |
3 | Люблю природу русскую. Осень Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» А.Фет «Ласточки пропали…»«Осенние листья» – тема для поэтов. В.Берестов «Хитрые грибы» М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 8 | Формирование потребности в чтении литературы. Умение делать выводы с помощью учителя. Умение выразительно и осознанно читать текст. |
4 | Русские писатели А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»«Сказка о рыбаке и рыбке» И.Крылов «Лебедь, рак и щука» «Стрекоза и муравей» Л.Толстой «Старый дед и внучек» «Филипок» «Котёнок», «Правда всего дороже» Весёлые стихи | 14 | Формирование моральной самооценки. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной |
5 | О братьях наших меньших Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» В.Берестов «Кошкин щенок» Домашние животные М.Пришвин «Ребята и утята» Е.Чарушин «Страшный рассказ» Б.Житков «Храбрый утёнок» В.Бианки «Музыкант» «Сова» | 12 | Формирование познавательного мотива Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. |
6 | Из детских журналов Д.Хармс «Игра» «Вы знаете?» Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»«Что это было?» Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» Ю.Владимиров «Чудаки» А.Введенский «Учёный петя», «Лошадка» | 9 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной |
7 | Люблю природу русскую. Зима Стихи о первом снеге Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» Сказка «Два Мороза» С.Михалков «Новогодняя быль» А.Барто «Дело было в январе…» Игра «Поле чудес» | 9 | . Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование познавательного мотива. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет, отличный от собственной. |
8 | Писатели – детям К.Чуковский «Путаница» «Радость» «Федорино горе» С.Маршак «Кот и лодыри» С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» «Мой щенок» А.Барто «Верёвочка» «Мы не заметили жука…», «В школу» «Вовка – добрая душа» Н.Носов «Затейники» «Живая шляпа» «На горке» | 17 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. Внесение необходимых изменений и корректив в план и способ действия в случае расхожд-я с эталоном; прогнозирование результата |
9 | Я и мои друзья Стихи о дружбе и обидах. Н.Булгаков «Анна, не грусти!» Ю,Ермолаев «Два пирожных» В.Осеева «Волшебное слово» «Хорошее» «Почему?» | 10 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. |
10 | Люблю природу русскую. Весна Стихи Ф.Тютчева о весне. Стихи А.Плещеева о весне А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» И. Бунин «Матери» А.Плещеев «В бурю» Е.Благинина «Посидим в тишине» Э.Мошков ская «Я маму мою обидел…» | 10 | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости. Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других. |
11 | И в шутку, и всерьез Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» Песенки Винни – Пуха. Э.Успенский «Чебурашка Стихи Э.Успенского Стихи В.Берестова Стихи И.Токмаковой Г.Остер «Будем знакомы» В.Драгунский «Тайное становится явным» | 14 | Умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации. Формирование готовности к равноправному сотрудничеству Понимание возможности разл-х позиций и точек зрения на один и тот же предмет |
12 | Литература зарубежных стран Американ ская и английская народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» Ш.Перро «Кот в сапогах» Ш.Перро «Красная Шапочка» Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» Э.Хогарт «Мафин и паук» КВН «Цветик – семицветик | 11 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. |
13 | Резервные уроки Повторение пройден ного. | 2 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения. Умение слушать и понимать речь других Проговаривание последовательности действий на уроке.. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметныерезультаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
по программе | по КТП | ||
1 | Самое великое чудо на свете | 3 | 3 |
2 | Устное народное творчество | 17 | 17 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | 8 |
4 | Русские писатели | 14 | 14 |
5 | О братьях наших меньших | 12 | 12 |
6 | Из детских журналов | 9 | 9 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 9 |
8 | Писатели – детям | 17 | 17 |
9 | Я и мои друзья | 10 | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 10 | 10 |
11 | И в шутку, и всерьез | 14 | 14 |
12 | Литература зарубежных стран | 11 | 11 |
13 | Резервные уроки | 2 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Содержа ние (тема) | Типы урока. Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Ресурсы | Домашнее задание | |||
| Содержание урока (Ученик должен знать) | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
1 | Знакомство с учебником | Урок открытия новых знаний Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все |