Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС Школа 2100



Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Ж.Б.Ауташева/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ с.Калининское »

_________________/О.В.Айсина/

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с.Калининское

________________/Л.М.Торопова/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

первой категории

по литературному чтению, 4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению

4 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

федерального государственного стандарта начального общего образования;

в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»

авторской программы по курсу «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе отводится 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.Линии, общие с курсом русского языка:• овладение функциональной грамотностью;• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;• овладение умениями, навыками различных видов устной и пись-менной речи.Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;• приобщение к литературе как искусству слова;• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2008.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. – Тетрадь по литературному чтению. 4-й класс.- изд 3-е,испр.- М.: Баласс, 2012.

Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

определять тему и главную мысль произведения;

пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Таблица требованийк умениям учащихся по чтению (программный минимум)(1–4 классы)

4-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;• самостоятельное нахождение ключевых слов;• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;• формулирование основной мысли текста;• составление простого и сложного плана текста;• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

• умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам• видеть языковые средства, использованные автором

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы 102

Количество часов в неделю 3

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Любимые книги

7

1

2

У истоков русской детской литературы

14

2

3

XIX век. Путешествие продолжается…

27

2

4

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями.

54

3

Итого:

102

8

График проведения контрольных работ

Дата

1

Проверка техники чтения за 1 триместр

2

Проверка техники чтения за 2 триместр

3

Проверка техники чтения за 3 триместр

1. Тематика чтения

4-й класс – 102 ч (3 ч в неделю)

Любимые книги. (7 ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.У истоков русской детской литературы. (14 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.

XIX век. Путешествие продолжается… (27 ч).

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (54 ч).

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. Техника чтения

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

3. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умений:– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.Наблюдение над языком художественных произведений.Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.Пролог и эпилог в художественном произведении.Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).Баллада – рассказ в стихах.Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Перечень учебно-методического обеспечения

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Уроки литературного чтения в 4 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2008

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2008.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. – Тетрадь по литературному чтению. 4-й класс.- изд 3-е,испр.- М.: Баласс, 2012.

Список литературы

1. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс С.В. Кутявина. М., 2006

2. «Чтение» 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. М., «Издат-школа»

3. Ж. «Начальная школа»

Учебно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе

по учебнику «В океане света» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой

Образовательная система «Школа 2100»

102 часа (3 раза в неделю)

п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Коррекция

Часть 1

(48 часов)

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»

Устное сочинение «Мое путешествие в …век»

Раздел I. Любимые книги (6 часов)

2

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все