Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа Занков

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для второго класса разработана на основе примерной образовательной программы по окружающему миру , основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса по окружающему миру.

Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы,

Цель курса – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика.

Задачи курса – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства; обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого; типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык.

2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир».

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно – научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции,  для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

– формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

– на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно – следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

– в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

–  формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

–  освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

– воздействовать на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по Окружающему миру предмет «Окружающий мир» во 2 классе – 68часов.

Количество часов в неделю -2;

Количество часов в 1четверти- 18;

Количество часов во 2 четверти-16;

Количество часов в 3 четверти- 18;

Количество часов в 4четверти -16;

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир».

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные УУД

У обучающегося будут сфомированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительног отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

Интерес к предметно-исследовательской деятельности;

Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Понимание причин успеха в учебе;

Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;

Понимание нравственного содержания поступков окружающих;

Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

Представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Интереса к познанию окружающего мира;

Ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Самооценки на основе заданных критериев успешности;

Чувства сопричастности и гордости за свою родину и народ;

Ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

Понимания чувств одноклассников, учителей;

Представления о красоте природы России и родного края.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на англядно-образном уровне;

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Принимать роль в учебном сотрудничестве;

Выполнять учебные действия в устной форме, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим

материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

Строить сообщения в устной форме;

Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Смысловому восприятию познавательного текста;

Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений4

Обобщать;

Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках;

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

Осуществлять запись указанной учителем информации;

Проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;

Обобщать.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге;

Воспринимать другое мнение и позицию;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Умению договариваться, приходить к общему решению;

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

Строить монологическое высказывание;

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Умению договариваться при работе в группе, паре;

Контролировать действия партнера;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

Устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения

необходимого бережного отношения к природе;

Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

Проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией;

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

Ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

Различать твердые, жидкие , газообразные вещества;

Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

Различать три состояния воды; определять свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

Определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

Определять условия, необходимые для жизни растений;

Различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

Определять условия, необходимые для жизни животных;

Различать домашних и диких животных; животных разных групп;

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

Правилам ухода за комнатными растениями;

Строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

Определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

Различать животных разных групп.

Человек и общество

Обучающийся научится:

Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

Соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

Определять принадлежность организмов к царствам живой природы.

Обучающийся получит возможность научиться:

Использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

Понимать различия между источниками информации об окружающем мире;

Оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

6. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

Общий взгляд на Землю ( 3 ч.)

Связь прошлого с настоящим. Россия – Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.

Как изучают окружающий мир (4 ч.)

Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.

Экология – наука о взаимосвязи природы и человека.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.

Астрономия (3 ч.)

Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.

Возможны экскурсии в Планетарий.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.

География (5 ч.)

Строение Земли. Географическая оболочка – область жизни. Форма Земли.

Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.

Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.

Взаимодействие сил природы (10 ч.)

Влияние Солнца на сушу.

Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные – пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода – одно из условий жизни на земле.

Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли:

вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды;

измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.

Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Биология (8 ч.)

Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.

Грибы – съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.

От копья до компьютера (1 ч.)

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.

Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

68 часов.

Тема урока

К-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Наша Родина.

1

Участие в викторине «Государственные символы России». Работа с физической и административной картами мира

и России, Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина».

03.09



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все