Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа Занков
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для второго класса разработана на основе примерной образовательной программы по окружающему миру , основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса по окружающему миру.
Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы,
Цель курса – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика.
Задачи курса – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства; обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого; типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык.
2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир».
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно – научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
– формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
– на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно – следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
– в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
– освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
– воздействовать на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
3. Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по Окружающему миру предмет «Окружающий мир» во 2 классе – 68часов.
Количество часов в неделю -2;
Количество часов в 1четверти- 18;
Количество часов во 2 четверти-16;
Количество часов в 3 четверти- 18;
Количество часов в 4четверти -16;
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир».
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные УУД
У обучающегося будут сфомированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительног отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
Интерес к предметно-исследовательской деятельности;
Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Понимание причин успеха в учебе;
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Интереса к познанию окружающего мира;
Ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Самооценки на основе заданных критериев успешности;
Чувства сопричастности и гордости за свою родину и народ;
Ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
Понимания чувств одноклассников, учителей;
Представления о красоте природы России и родного края.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на англядно-образном уровне;
Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Принимать роль в учебном сотрудничестве;
Выполнять учебные действия в устной форме, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
Контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
Строить сообщения в устной форме;
Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
Осуществлять синтез как составление целого из частей;
Смысловому восприятию познавательного текста;
Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений4
Обобщать;
Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках;
Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
Выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
Осуществлять запись указанной учителем информации;
Проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;
Обобщать.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге;
Воспринимать другое мнение и позицию;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Умению договариваться, приходить к общему решению;
Строить понятные для партнера высказывания;
Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Строить монологическое высказывание;
Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать другое мнение и позицию;
Умению договариваться при работе в группе, паре;
Контролировать действия партнера;
Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
Навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
Устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимого бережного отношения к природе;
Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
Проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией;
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
Характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
Ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
Различать твердые, жидкие , газообразные вещества;
Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
Различать три состояния воды; определять свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
Определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
Определять условия, необходимые для жизни растений;
Различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
Определять условия, необходимые для жизни животных;
Различать домашних и диких животных; животных разных групп;
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
Правилам ухода за комнатными растениями;
Строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
Определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
Различать животных разных групп.
Человек и общество
Обучающийся научится:
Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
Соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
Определять принадлежность организмов к царствам живой природы.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
Понимать различия между источниками информации об окружающем мире;
Оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
6. Содержание учебного предмета «Окружающий мир».
Общий взгляд на Землю ( 3 ч.)
Связь прошлого с настоящим. Россия – Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.
Как изучают окружающий мир (4 ч.)
Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.
Экология – наука о взаимосвязи природы и человека.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.
Астрономия (3 ч.)
Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.
Возможны экскурсии в Планетарий.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.
География (5 ч.)
Строение Земли. Географическая оболочка – область жизни. Форма Земли.
Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.
Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.
Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.
Взаимодействие сил природы (10 ч.)
Влияние Солнца на сушу.
Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные – пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода – одно из условий жизни на земле.
Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли:
вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды;
измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.
Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Биология (8 ч.)
Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.
Грибы – съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.
От копья до компьютера (1 ч.)
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.
Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
68 часов.
№ | Тема урока | К-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся
| Дата по плану | Дата по факту |
1 | Наша Родина. | 1 | Участие в викторине «Государственные символы России». Работа с физической и административной картами мира и России, Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина». | 03.09 Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Посмотреть все |