А Толстой Золотой ключик или Приключения Буратино Герои сказки Два мира в сказке
2 «А» класс
Тема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.
Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
Цели:
Обучающие:
определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия.
Развивающие:
развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
развивать навык выразительного чтения по ролям.
Воспитательные
воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование:
Учебник “Маленькая дверь в большой мир”, 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тетрадь по чтению к учебнику “Маленькая дверь в большой мир”.
Рисунки героев сказки “Золотой ключик…”
Рисунок сказочных дверей: одна дверь яркая, светлая, другая – мрачная, тёмная.
Рисунки с изображением мальчика, девочки, черепахи, пса, лисицы, кота.
Аудиозапись песни Буратино.
Презентация.
ХОД УРОКА
I. Психологическая установка на работу.
– Дорогие ребята! Сядьте пожалуйста удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной.
Я в школе.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Я готов к работе.
Я работаю.
II. Активизация познавательной деятельности
– Ребята, посмотрите на слайд и скажите какая фамилия по вашему мнению лишняя? Почему?
Алан Мил Борис Заходер Карло Коллоди Алексей Толстой Дж. Толкин Т. Янсон |
(Все фамилии нам известны кроме Карло Коллоди)
(Борис Заходер пересказал сказку Алана Милна “Винни Пух”, а Алексей Толстой по мотивам сказки Карло Коллоди написал произведение “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
-Скажите, как родился буратино?
– А. Н. Толстой, прочитал произведение итальянского писателя Карло Коллоди про смешного человечка Пиноккио, так полюбил этого героя, что решил написать свою книжку про весёлого, задорного мальчишку Буратино.– Что же за произведение получилось у А. Толстого? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
– Почему автор так назвал своего героя? (Буратино в переводе с итальянского обозначает “сделан из дерева”.)
– Как вы считаете, к какому жанру литературы относится это произведение? (Сказка.)
– Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении? (Работа по таблице “Приметы сказки”). (Вымысел.)
“Приметы сказки” Зачин Вымысел Устаревшие слова Троекратный повтор Концовка |
– Что здесь является вымыслом? (Сказочные герои, сказочные предметы, сказочные явления.)
– Какого вида эта сказка? (Авторская.)
– А чем схожи все сказки? (В сказках добро побеждает зло.)
III. Целеполагание
– Значит, во всех сказках существует мир добра и зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.)
– Верно.
В любимой нашей сказкеЕсть волшебная стенаВ стене той заветная дверцаЗа дверцей большая страна.Ключом золотым открываемЗаветную дверцу в стенеЖивущие в сказке герои Мечтают о счастье, добре.
– Хотелось бы вам открыть эту дверцу? (Очень)
– Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев.. Наша задача – определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла, исследовав их характеры и поступки.
IV. Исследование характеров положительных героев
– Встречайте первого героя.
Звучит песенка Буратино. На слайде появляется рисунок героя. После слов песни “Скажите, как его зовут?”, дети хором отвечают: Буратино!
– Как вы считаете, какой это герой?
Дети отвечают: положительный. Постановка проблемного вопроса.
- А почему он положительный?
–Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в страну добра?
(У Буратино есть и положительные, и отрицательные черты характера.)
– Хорошо, давайте разберёмся. В тетради по чтению есть задание, которое поможет вам разобраться, какие положительные и какие отрицательные черты есть у Буратино. Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод о характере Буратино.
Работа в парах по заданию в тетради.
– Назовите отрицательные качества. (Непослушность, невоспитанность.)
– Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.
Сцена завтрака у Мальвины. Чтение по ролям.
– Какое самое главное положительное качество Буратино? (Настоящий друг.)
– Докажите примерами из произведения. (Пересказ фрагментов из сказки.)
– Достоин Буратино остаться в стране добра?
– Действительно, Буратино похож на простого мальчишку. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг.
Работа в группах.
Перед вами разрезанные на слоги слова и не просто слова , а имена героев из сказки. Перед вами задача угадать кто это.
1 группа. Бу-ра-ти-но
Маль-ви-на
Пье-ро
2 группа Ду-ре-мар
Ка-ра-бас- Ба-ра-бас
На доске появляется фигурка Мальвины.
– Почему же Буратино так отчаянно защищал Мальвину, несмотря на то, что она – девчонка, да ещё так строго его воспитывала? (Мальвина – хороший друг, она хотела, чтобы Буратино стал грамотным.)
– Найдите и подготовьте чтение по ролям отрывка о том, как Мальвина терпеливо обучала Буратино математике.
Работа в группах, чтение по ролям.
– А чем наши девочки похожи на Мальвину? (Рассуждения детей.)
– Достойна Мальвина отправиться в страну добра?
Кого ещё из героев сказки поселим в стране добра и почему? (Рассуждения детей: Артемона, Пьеро, папу Карло, черепаху Тортилу.)
– Как мы назовём всех этих героев? (Положительные, они совершают добрые поступки.)
– Как автор относится к этим героям?
V. Физминутка
VI. Исследование характеров отрицательных героев
2 группа Выступление
– Кого вы считаете отрицательными героями сказки? (Карабаса-Барабаса, Дуремара, лису Алису, кота Базилио)
– В какую страну отправим этих героев? (В Страну Зла)
– А как сам автор назвал в произведении страну зла? (Страна Дураков)
– Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты.
Дети рассуждают и доказывают.
– Определите самое подходящее качество характера каждому из этих героев.
Карабас-Барабас – жестокость,
Дуремар – глупость,
Лиса Алиса – хитрость,
Кот Базилио – жадность.
– Какие стишки сочинил Пьеро про этих героев?
Выборочное чтение.
– Как относится автор к этим героям? Приоткроем дверь в Страну Дураков и отправим туда отрицательных героев.
VII. Обобщение. Два мира в сказке
– Есть ещё один герой в сказке, очень важный и значимый. Из-за него началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик)
Для чего нужен Золотой ключик Карабасу-Барабасу?
– С какой целью искал ключик Буратино?
– Кто же раскрыл тайну Золотого ключика?
– А какую волшебную дверь хотели бы открыть вы? (Дверь, которая ведёт в Страну Доброты)
– А как быть с тёмной дверью? (Дети предлагают закрыть её Золотым ключиком навсегда.)
– В сказке добро опять победило зло. Мы увидели, что в этом произведении много действующих лиц, множество событий, произведение большое по объёму. Давайте уточним жанр этого произведения.
Работа со слайдом “Жанры литературных произведений”
Сказка Повесть Роман Быль Рассказ Сказочная повесть Стихотворение |
Дети определяют жанр произведения, как сказочная повесть и доказывают это.
VIII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к отрывкам сказки, которые можно озаглавить так: «Двойной штопор Буратино», «Погибать- так весело!»
IX. Рефлексия
– Какие черты характера Буратино вы находите у себя? (Рассуждения детей.)
-Как по вашему мнению отличит мир добра от зла?
– Вам понравился урок?
– Что именно понравилось?
2
Бу-ра-ти-но
Маль-ви-на
Пье-ро
Ду-ре-мар
Ка-ра-бас-
Ба-ра-бас