Авторская программа по здоровьесбережению детей учащихся начальных классов Сохраним здо

В помощь воспитателю детских

домов и школ – интернатов

Сохраним здоровье

Автор – составитель Т.И. Баева

Рецензенты Н.А. Наумова, директор Центра социально – правовой защиты детства МРИО, Р.В. Терёхина старший воспитатель Саранской специальной (коррекционной) школы интерната

Методические рекомендации предлагают разнообразный материал для проведения физкультминуток: комплексы развивающих упражнений , пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Данная программа предназначена воспитателям, работающим с детьми младшего школьного возроста в образовательных учреждениях интернатного типа на самоподготовке. Взятый материал данной программы согласован и заверен врачом – педиатром Ардатовской специальной (коррекционной) школы – интерната

Додоновой В.А. и врачом – офтальмологом Беловой Н.В.

Рекомендовано к использованию и печати редакционно-издательским советом МРИО. Республика Мордовия. Саранск 2010

От составителя

« Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности воспитанника

зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

В.А Сухомлинский.

Образование как один из ресурсов культуры здоровья человека может быть здоровым образованием, если по всей образовательной деятельности, идёт целенаправленный, системный, здоровьеориентированный процесс.

В образовательных учреждениях интернатного типа процессу сохранения и улучшения здоровья детей уделяется особое внимание, так как дети, поступающие в интернатные учреждения, имеют ослабленное физическое и психологическое здоровье. Работа по сохранению здоровья осуществляется ежедневно и включена во все режимные моменты жизнедеятельности О У. Специальной подготовки требует проведение самоподготовки. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях школы – интерната.

Во время самоподготовки рекомендуют проводить различные комплексы физических упражнений для снятия утомляемости детей, психоэмоционального напряжения, повышения работоспособности. Это могут быть физкультурные минутки, физкультурные паузы, музыкальные игры, релаксация и др. Особое внимание следует уделять оптимизации деятельности зрительного анализатора. Во время самоподготовки, вводятся упражнения на улучшение кровообращения в органе зрения, укрепление мышц глаза, снятие зрительного напряжения. Используемые различные упражнения по сохранению здоровья детей в рамках самоподготовки скомпанованы в четыре блока.

Каждый блок в свою очередь состоит из комплексов упражнений, которые рекомендуется проводить последовательно в конкретный день недели с понедельника по пятницу. Комплексы упражнений в каждый блок включены с учетом возрастных и психофизических возможностей детей, поэтому они в каждом классе вводятся поэтапно. В 1 классе можно использовать только 1 блок, во 2 классе – 1 и 2 блоки, в 3 – 1,2,3,а в 4 классе – 1,2,3,4. Блоки можно чередовать, но только после того, как дети изучат и проработают все блоки. В данное методическое пособие вошли комплексы упражнений, описание упражнений и порядок проведения, различные стихи, песни – игры. Пособие может быть использовано воспитателями и педагогами интернатных образовательных учреждений всех видов, и надеемся, будет способствовать дальнейшему внедрению оздоравливающих и здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность школ – интернатов и детских домов.

1 блок.

Понедельник.

1.Организационный момент.

Настрой на работу:

Прозвенел звонок- дружок

Домашнее задание нас выполнять зовет.

Мы все в классе собрались

Подтянулись, потянулись

Все проверили, в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Для работы все готово

Тихо сели и за дело.

( Продолжительность 3-5 минут)

Выполняется письменное домашнее задание, после выполнения заданий как по русскому языку так и по математике проводиться физкультминутка № II.

II. а) Гимнастика для глаз в картинках.

( Продолжительность 2-3 минуты)

Выполняется задание по чтению.

б) Упражнение для формирования осанки.

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.

( Наклон вперед, выпрямиться, повороты туловища)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться)

Я хожу с осанкой гордой.

Прямо голову держу,

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два.

(Повороты туловища)

Я могу и поклониться.

И присесть, и наклониться,

Поворот туда-сюда!

Ох, прямешенька спина!

( Продолжительность 5-7 минут)

Продолжение работы по выполнению домашнего задания.

III. Физкультминутка.

Дружно встали

Раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

( Повторить 2-3 раза)

IV. Далее идет тематическая работа воспитателя и игровая минутка.

Игра « Мы не спорим»

-Льют осенние дожди.( Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди. ( мы не спорим!)

Целый день мели метели.( Спорим, спорим!)

Птицы с юга прилетели( Спорим, спорим!)

Лист кленовый опадает ( Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает( Спорим, спорим!)

В рощи соловьи запели, (Спорим, спорим!)

Яблоки в саду поспели (Мы не спорим!)

Яблок урожай хороший ( Мы не спорим!)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим!)

Есть размером с чемодан (Спорим, спорим!)

На ветвях цветет бурьян( Спорим, спорим!)

Нам без яблок трудно очень ( Мы не спорим!)

Скоро осень между прочим( Мы не спорим!)

Вторник.

I . Настрой на работу состоит из нескольких физических упражнений:

Стоя возле парты

И.п.- Ноги врозь, руки к плечам.

Подняться на носки, руки вверх, потянуться в и. п.

И.п.- Руки за спиной. Присесть, руки вперед,

Встать в и.п.

И.п.- Руки за спиной.

Отставляя левую ногу на носок влево,

Наклониться влево, правую руку вверх, и.п.

То же в другую сторону.

( Продолжительность 3-5 минут)

Выполнение домашнего задания по письменным предметам.

II. а) Гимнастика для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять Хлопают в ладоши

Вышли пальчики гулять. Идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

Этот пальчик самый сильный, правого большого пальца;

Самый толстый и большой; левого большого пальца

Этот пальчик для того, правого указательного пальца

Чтоб показывать его. левого указательного пальца

Этот пальчик самый длинный, правого среднего пальца

И стоит он в середине; левого среднего пальца

Этот пальчик безымянный, правого безымянного пальца

Он избалованный самый. левого безымянного пальца

А мизинчик хоть и мал, правого мизинца

Очень ловок и удал! левого мизинца

Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.

б) Гимнастика для глаз.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева -направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз- вверх.

Упражнение3. 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.

Упр.4. Тоже самое, но справа – налево.

Упр.5. 15 круговых вращательных движений глазами

вначале в правую сторону, затем в левую сторону,

как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

( Продолжительность 5-7 минут)

Выполнение дом. задания по устным предметам.

III. а) Повторяется комплекс упражнений для глаз.

б) Упражнение для формирования правильной осанки.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И тихонечко прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выполняется 2-3 раза)

IV. Далее идет работа по плану воспитателя.

( Беседы, творческие работы, инструктажи)

Среда.

I.Настрой на работу:

-Утром стрекоза проснулась

( потирание глаз)

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

Три нагнулась и присела,

На 4 полетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась.

(Выполняется 2-3 минуты)

Выполнение домашнего задания по письменным предметам.

II.а)Упражнение для пальчиков « Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный, средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения-« трепетание пальцев»

Упражнение выполняется 10-15 секунд.

« Рыбка»

Кисть установить ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях ( вправо-влево, вперед-назад, вверх- вниз) на длину вытянутой руки.

Упражнение выполняется 15-20 секунд.

«Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец.

Выполняется 15-20 секунд.

б) Гимнастика для глаз .

« Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнение повторить 4-5 раз.

« Метелки» Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Можно проговаривать текстом:

Вы, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

Упражнение повторить 4-5 раз.

Выполнение домашнего задания продолжается.

III. а) Гимнастика для глаз повторяется.

б) Физкультминутка:

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Нас прогулка в лес ждет.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

( Продолжительность 5-7 минут, повторить 2-3 раза )

Работа продолжается.

Песенка – игра « У оленя»

У оленя дом большой. (Ладони над головой, изображая рога оленя)

Он глядит в свое окошко. (Пальцы соединяются в окошечко)

Зайка по лесу бежит ( Бег на месте)

В дверь к нему стучится. (показывая руками дверь)

Стук, стук- дверь открой, (Стук в дверь)

Там в лесу охотник злой. (Показывая назад , за плечо)

Зайка, зайка забегай, (Показывая зайчика, бег на месте)

Лапку подавай. ( Правая рука кладется в левую, как-бы хлопая)

Работа по плану воспитателя.

Игровая минутка. Игра « Тик- так»

Воспитатель. У кого есть дома часы с кукушкой? А как они устроены?

Сейчас мы представим себя такими часами.

По команде «Тик!»-щелкаем пальцами правой руки;

«Так!»- щелкаем пальцами левой руки;

«Бум!»- соединяем ладоши над головой в хлопке;

« Ку-ку!»- делаем два щелчка обеими руками одновременно.



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все