Внеурочная деятельность Мастерская речевого творчества 2 класс_69655

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«___»__________2012г.

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мастерская речевого творчества»

(базовый уровень)

для 2 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна

2012 г.

г.Видное

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.

Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» во 2 классе отводится:

количество часов в год – 33 (+ 1 час резервный) в год;

количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Содержание учебного спецкурса В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/

В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка во 2 классе.

Название тематического раздела

Количество упражнений

Количество часов

1-3

Настроение – всему начало

9

3

4-7

Гордись своим именем!

12

4

8-12

Буква к букве – слово получается

16

5

13-15

Вырасти плоды родственных слов!

7

3

16-17

Люби и береги свой родной язык!

8

2

18-22

Книга – друг и помощник!

14

4

23-28

Делать добро спеши!

15

5

29

Подведём итоги

3

1

30-33

ТЛШ (Творческая лаборатория школьника) «Издательство», в котором дети выпускают, оформляют свои творческие работы.

4

резерв

1

Всего

84

33+1

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Подпрограмма спецкурса “Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:

художественно-эстетический принцип;

принцип интеграции;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;

принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности

Задачи:

Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;

приобщение к ценностям культуры;

развитие творчества и интереса к познанию;

формирование здорового и безопасного образа жизни;

приобщение к семейным ценностям.

Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.

Отличительные свойства специального курса

“Мастерская речевого творчества»

Решает задачи формирования активной творческой личности.

Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».

Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.

Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.

Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:

привить интерес к учебному предмету;

углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;

развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;

совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;

удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;

обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.

УЧЕНИКУ:

участвовать в творческой деятельности;

привить интерес к русскому языку, книге, чтению;

учиться чувствовать вкус слова;

формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;

накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;

получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;

развивать гибкость и самостоятельность мышления;

учиться делать выводы и обобщения;

учиться планировать свои действия;

приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;

приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;

рефлексировать.

РОДИТЕЛЯМ:

быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;

применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;

влиять на личностное развитие ребёнка;

стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;

определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:

Интеллектуально-познавательные творческие умения:

Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.

Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.

Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.

Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи.

Планирование содержания сообщения.

Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.

Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.

Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД:

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.

Познавательные УУД:

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*.

В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Во втором - четвёртом классах уроки речевого творчества прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения.

Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:

Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Литература для учителя:

Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Рекомендуемая литература для учителя:

В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / – 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Компьютер

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи