Внеурочная деятельность Мастерская речевого творчества 2 класс_69655
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«___»__________2012г.
_________/Т.А.Самохина/
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мастерская речевого творчества»
(базовый уровень)
для 2 класса А
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ № 2
Ленинского муниципального района
Дронникова Елена Ивановна
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» во 2 классе отводится:
количество часов в год – 33 (+ 1 час резервный) в год;
количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Содержание учебного спецкурса В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/
В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка во 2 классе.
№ |
Название тематического раздела |
Количество упражнений |
Количество часов |
1-3 |
Настроение – всему начало |
9 |
3 |
4-7 |
Гордись своим именем! |
12 |
4 |
8-12 |
Буква к букве – слово получается |
16 |
5 |
13-15 |
Вырасти плоды родственных слов! |
7 |
3 |
16-17 |
Люби и береги свой родной язык! |
8 |
2 |
18-22 |
Книга – друг и помощник! |
14 |
4 |
23-28 |
Делать добро спеши! |
15 |
5 |
29 |
Подведём итоги |
3 |
1 |
30-33 |
ТЛШ (Творческая лаборатория школьника) «Издательство», в котором дети выпускают, оформляют свои творческие работы. |
4 |
|
резерв |
1 |
||
Всего |
84 |
33+1 |
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Подпрограмма спецкурса “Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности
Задачи:
Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
приобщение к ценностям культуры;
развитие творчества и интереса к познанию;
формирование здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Отличительные свойства специального курса
“Мастерская речевого творчества»
Решает задачи формирования активной творческой личности.
Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.
Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.
Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:
привить интерес к учебному предмету;
углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;
удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;
формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;
обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.
УЧЕНИКУ:
участвовать в творческой деятельности;
привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
учиться чувствовать вкус слова;
формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
развивать гибкость и самостоятельность мышления;
учиться делать выводы и обобщения;
учиться планировать свои действия;
приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
рефлексировать.
РОДИТЕЛЯМ:
быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;
применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;
влиять на личностное развитие ребёнка;
стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;
определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи.
Планирование содержания сообщения.
Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Во втором - четвёртом классах уроки речевого творчества прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения.
Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература для учителя:
Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Рекомендуемая литература для учителя:
В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / – 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи