Звуки д д и буква Д д

Тема урока: Звуки [ д ] , [д’] и буква Д д

Цель урока:познакомить со звуками [ д ] , [д’] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

учить отличать звуки [ д ] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;

учить читать слоги и слова с новой буквой;

расширять кругозор учащихся, знакомя их с новыми видами животного мира и новой профессией;

развивать логику и умение выделять признаки в предметах, вычленяя общие признаки в нескольких словах;

воспитывать интерес к миру профессий.

Ход урока .

Мобилизующий этап.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

У. Начнем наш урок со следующего задания. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Произношу сочетание слов : короткая ночь

Д. Словосочетание короткая ночь противоположно сочетанию длинный день . Первое слова в нем начинается со звука [ д ], второе -[д’]. значит тема сегодняшнего урока звуки [ д ] , [д’] и буква, которая их обозначает.

У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели нашего урока.

Д . цель урока- познакомиться со звуками [ д ] , [д’] и буква, которая их обозначает; учиться отличать звуки [ д ] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Знакомство с новыми звуками.

Учитель показывает детям две картинки- собака породы водолаз, и рабочий – водолаз.

У. Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, можно ли назвать эти предметы одним словом? Если можно, то каким?

Д. На первой картинке нарисована собака. Это порода собак, которая хорошо плавает. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз.

Д. На второй картинке изображен водолаз. Это человек, который работает в специальном костюме под водой.

Д. Оба предмета назван одним словом- водолаз.

У. Произнесите слово « водолаз» и определите, сколько в нем слогов. Произнесите второй слог, выделяя первый звук. Назовите выделенный звук.

Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания и сделайте выводы.

Д. При произнесении звука [ д ] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При произнесении слышится голос и шум. Значит он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит звук [ д ]- согласный, твёрдый, звонкий.

У. Профессия водолаза интересна, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например , в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звуков. Какое это животное?

Д. Это крокодил.

Дальше идёт работа по выявлению в третьем слоге первого звука. Звука [д’].

Вывод : Звуки [ д ] , [д’] обозначается буквой Д.

Физкультминутка .

Сейчас мы с вами будем повторять погружения водолаза в воду и выход на поверхность. Если в произнесенном слове есть звук [ д ] , [д’] ,то вы поднимаетесь или опускаетесь в воду как водолаз. Если в слове нет новых звуков. То вы делаете движения головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.

Спуск, медленно, вода, водоём, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъём.

Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.

А

О

Д И

У

Е

А

О

Д И М Р

У

Е

У. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть этого прекрасного мира отражена в этой записи.

ди

ми

га

за

гонь

бель

дю

дю

ду

ме

я

Д. Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.

Получилось Медуза Бельдюга Дюгонь Мидия

У. Молодцы, ребята. В правильно прочитали эти слова. Скажите, что в них есть общего?

Д. -все эти слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.

- во всех словах есть буква Д

У. Найдите признаки , по которым три слова из данных четырёх можно объединить, а одно исключить.

Д.

Слова бельдюга, мидия и дюгонь буква д обозначает мягкий звук [д’], а в слове медуза твёрдый.

Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а дюгонь- два.

В словах бельдюга, медуза и дюгонь ударение падает на на второй слог, а в слове мидия- на первый.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. бельдюга и дюгонь -это рыбы, а мидия, медуза-нет.

У. Посмотрите внимательно на текст. Что с ним нужно сделать?

?

Водолаз- ма.тер на все .уки. под .одой приходится быть и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры.ником, и элетро.варщиком. строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод- без водолаза не о.ойтись. водолаз заде.ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за.онувший .рабль.

Д. Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его.

У. Озаглавьте этот текст, используя предложение из текста.

У. Можно текст назвать « Мастер на все руки».

У. Как вы понимаете выражение» мастер на все руки?»

Д. Так говорят про человека, который умеет делать многое сам и делает эту работу очень хорошо.

Итог урока .

Вопросы учителя: – что нового узнали на уроке?

-с каким звуком и буквой познакомились?

Охарактеризуйте эти звуки.