Звуки д д и буква Д д
Тема урока: Звуки [ д ] , [д’] и буква Д д
Цель урока:познакомить со звуками [ д ] , [д’] и буквой, которая их обозначает.
Задачи урока:
учить отличать звуки [ д ] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;
учить читать слоги и слова с новой буквой;
расширять кругозор учащихся, знакомя их с новыми видами животного мира и новой профессией;
развивать логику и умение выделять признаки в предметах, вычленяя общие признаки в нескольких словах;
воспитывать интерес к миру профессий.
Ход урока .
Мобилизующий этап.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. Начнем наш урок со следующего задания. Замените произнесенное мной сочетание слов на противоположное по смыслу. Выявите, с каких звуков начинаются слова в новом словосочетании, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Произношу сочетание слов : короткая ночь
Д. Словосочетание короткая ночь противоположно сочетанию длинный день . Первое слова в нем начинается со звука [ д ], второе -[д’]. значит тема сегодняшнего урока звуки [ д ] , [д’] и буква, которая их обозначает.
У. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели нашего урока.
Д . цель урока- познакомиться со звуками [ д ] , [д’] и буква, которая их обозначает; учиться отличать звуки [ д ] , [д’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.
Знакомство с новыми звуками.
Учитель показывает детям две картинки- собака породы водолаз, и рабочий – водолаз.
У. Ребята, внимательно рассмотрите картинки и скажите, можно ли назвать эти предметы одним словом? Если можно, то каким?
Д. На первой картинке нарисована собака. Это порода собак, которая хорошо плавает. Их используют для спасения утопающих. Это собака-водолаз.
Д. На второй картинке изображен водолаз. Это человек, который работает в специальном костюме под водой.
Д. Оба предмета назван одним словом- водолаз.
У. Произнесите слово « водолаз» и определите, сколько в нем слогов. Произнесите второй слог, выделяя первый звук. Назовите выделенный звук.
Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания и сделайте выводы.
Д. При произнесении звука [ д ] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При произнесении слышится голос и шум. Значит он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит звук [ д ]- согласный, твёрдый, звонкий.
У. Профессия водолаза интересна, но трудная и опасная. В воде его могут подстерегать разные опасности. Например , в водах одной из жарких стран нашему водолазу встретилось крупное хищное животное, в названии которого три слога и восемь звуков, из них два одинаковых согласных звуков. Какое это животное?
Д. Это крокодил.
Дальше идёт работа по выявлению в третьем слоге первого звука. Звука [д’].
Вывод : Звуки [ д ] , [д’] обозначается буквой Д.
Физкультминутка .
Сейчас мы с вами будем повторять погружения водолаза в воду и выход на поверхность. Если в произнесенном слове есть звук [ д ] , [д’] ,то вы поднимаетесь или опускаетесь в воду как водолаз. Если в слове нет новых звуков. То вы делаете движения головой вправо-влево, изображая разминку водолаза на берегу.
Спуск, медленно, вода, водоём, дно, рыбы, рачки, подплыл, поднял, подъём.
Чтение слогов, слов и текста с новой буквой.
А
О
Д И
У
Е
А
О
Д И М Р
У
Е
У. Много интересного видят водолазы под водой. Крошечная часть этого прекрасного мира отражена в этой записи.
ди
ми
га
за
гонь
бель
дю
дю
ду
ме
я
Д. Надо прочитать то, что написано в одинаковых фигурах.
Получилось Медуза Бельдюга Дюгонь Мидия
У. Молодцы, ребята. В правильно прочитали эти слова. Скажите, что в них есть общего?
Д. -все эти слова обозначают названия животных, которые живут в море или океане.
- во всех словах есть буква Д
У. Найдите признаки , по которым три слова из данных четырёх можно объединить, а одно исключить.
Д.
Слова бельдюга, мидия и дюгонь буква д обозначает мягкий звук [д’], а в слове медуза твёрдый.
Слова бельдюга, мидия, медуза имеют по три слога, а дюгонь- два.
В словах бельдюга, медуза и дюгонь ударение падает на на второй слог, а в слове мидия- на первый.
У. На какие две группы можно разделить эти слова?
Д. бельдюга и дюгонь -это рыбы, а мидия, медуза-нет.
У. Посмотрите внимательно на текст. Что с ним нужно сделать?
?
Водолаз- ма.тер на все .уки. под .одой приходится быть и слесарем, и монтажником, и строителем, и взры.ником, и элетро.варщиком. строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод- без водолаза не о.ойтись. водолаз заде.ает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна за.онувший .рабль.
Д. Надо прочитать текст, вставляя пропущенные буквы, и озаглавить его.
У. Озаглавьте этот текст, используя предложение из текста.
У. Можно текст назвать « Мастер на все руки».
У. Как вы понимаете выражение» мастер на все руки?»
Д. Так говорят про человека, который умеет делать многое сам и делает эту работу очень хорошо.
Итог урока .
Вопросы учителя: – что нового узнали на уроке?
-с каким звуком и буквой познакомились?
Охарактеризуйте эти звуки.