Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики Модуль Основы пр
Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».
2012-2013 уч. год
4 «В» класс, МОУ «Лицей № 4» Волжского района города Саратова
Учитель: Письменная Валентина Андреевна
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Используемые ресурсы:
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
Интернет-ресурсы.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ – «Основы православной культуры 4-5 класс» – изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 17часов + 5 класс 17часов).
Всего 34 часа за год.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основные задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений: (урок № 16)
«Милосердные дела и героические поступки христиан».
«Величественные храмы».
«Прекрасные иконы».
«Молитвы христиан» о себе и других.
«Что такое этика»?
«Как я понимаю золотое правило этики?»
«Возможен ли подвиг в мирное время»?
«Как я понимаю православие».
«Православные святыни».
«Православные праздники».
«Экскурсия в православный храм».
«Значение православной культуры в жизни человека и общества»
Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)
Как христианство пришло на Русь?
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Христианская семья и её ценности.
Православный календарь, праздники.
Православный храм и другие святыни.
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы православной культуры» в 4 классе на 2012-2013 учебный год (34 ч)
№ урока п/п | Тема урока | Знать | Характеристика деятельности учеников | Домашнее задание | Материал учебника | Дата проведения | |
Факт. | |||||||
1 | Россия – наша Родина | Основные термины и понятия: Отечество, Родина, Культурные традиции. | Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК Изучают основы духовной традиции православия. Дают определения основных понятий православной культуры. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.) Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения заданий по группам Участвуют в диспутах: Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся; подготовить сообщения; сочинение «С чего начинается Родина?» | Стр. 4-5 | По плану | |
2 | Культура и Религия. | Основные термины и понятия: Культура, Религия. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. | Стр. 6-7 | |||
3 | Человек и Бог в православии | Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь | Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?» | Стр. 8-11 | |||
4 | Православная молитва. | Основные термины и понятия: Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. | Стр. 12-15 | |||
5 | Библия и Евангелие. | Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча. | Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. | Стр. 16-19 | |||
6 | Проповедь Христа. | Основные термины и понятия: Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». | Стр. 20-23 | |||
7 | Христос и Его Крест. | Основные термины и понятия: Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Нарисовать православный крест. | Стр. 24-27 | |||
8 | Пасха | Основные термины и понятия: Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху» | Стр. 28-31 | |||
9 | Православное учение о человеке. | Основные термины и понятия: Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души. | Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. | Стр. 32-35 | |||
10 | Совесть и раскаяние. | Основные термины и понятия: Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро» | Стр. 36-39 | |||
11 | Заповеди. | Основные термины и понятия: Заповедь, 10 заповедей. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. | Стр. 40-41 | |||
12 | Милосердие и сострадание. | Основные термины и понятия: Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» | Стр. 42-45 | |||
13 | Золотое правило этики. | Основные термины и понятия: Этика. Неосуждение. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни. | Стр. 46-47 | |||
14 | Храм | Храм. Икона. Благословление. Система запретов. | Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. | Стр. 48-51 | |||
15 | Икона. | Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах. Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все |