Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики Модуль Основы пр

Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».

2012-2013 уч. год

4 «В» класс, МОУ «Лицей № 4» Волжского района города Саратова

Учитель: Письменная Валентина Андреевна

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Используемые ресурсы:

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.

Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,

Интернет-ресурсы.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ – «Основы православной культуры 4-5 класс» – изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 17часов + 5 класс 17часов).

Всего 34 часа за год.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего

Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основные задачи учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений: (урок № 16)

«Милосердные дела и героические поступки христиан».

«Величественные храмы».

«Прекрасные иконы».

«Молитвы христиан» о себе и других.

«Что такое этика»?

«Как я понимаю золотое правило этики?»

«Возможен ли подвиг в мирное время»?

«Как я понимаю православие».

«Православные святыни».

«Православные праздники».

«Экскурсия в православный храм».

«Значение православной культуры в жизни человека и общества»

Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)

Как христианство пришло на Русь?

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей

Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Христианская семья и её ценности.

Православный календарь, праздники.

Православный храм и другие святыни.

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Календарно-тематическое планирование

курса «Основы православной культуры» в 4 классе на 2012-2013 учебный год (34 ч)

№ урока

п/п

Тема урока

Знать

Характеристика деятельности учеников

Домашнее задание

Материал учебника

Дата проведения

Факт.

1

Россия – наша Родина

Основные термины и понятия:

Отечество, Родина, Культурные традиции.

Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определения основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Осуществляется поиск необходимой информации для

выполнения заданий по

группам

Участвуют в диспутах:

Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;

подготовить сообщения;

сочинение «С чего начинается Родина?»

Стр.

4-5

По плану

2

Культура и Религия.

Основные термины и понятия:

Культура, Религия.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

6-7

3

Человек и Бог в православии

Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь

Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»

Стр.

8-11

4

Православная молитва.

Основные термины и понятия:

Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 12-15

5

Библия и Евангелие.

Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.

Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр.

16-19

6

Проповедь Христа.

Основные термины и понятия:

Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».

Стр. 20-23

7

Христос и Его Крест.

Основные термины и понятия:

Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Нарисовать православный крест.

Стр. 24-27

8

Пасха

Основные термины и понятия:

Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

Стр. 28-31

9

Православное учение о человеке.

Основные термины и понятия:

Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.

Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 32-35

10

Совесть и раскаяние.

Основные термины и понятия:

Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»

Стр. 36-39

11

Заповеди.

Основные термины и понятия:

Заповедь, 10 заповедей.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

Стр.

40-41

12

Милосердие и сострадание.

Основные термины и понятия:

Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»

Стр.

42-45

13

Золотое правило этики.

Основные термины и понятия:

Этика. Неосуждение.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.

Стр.

46-47

14

Храм

Храм. Икона. Благословление. Система запретов.

Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.

Стр. 48-51

15

Икона.

Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.



Страницы: 1 | 2 | Посмотреть все