Безударная гласная в корне слова1 класс

Краснодарский край

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В.В. Толкуновой

Методическая разработка

урока русского языка в 1 классе

УМК « Начальная школа 21 века»

Тема : « Правописание безударной гласной в корне слова».

Выполнил:

учитель начальных классов

12 разряда

Акопян А.Р.

2013 г.

Тема урока: Правописание безударной гласной в корне слова.

Тип урока: урок закрепления.

Цель: актуализировать знания по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова»;

Предметные УУД: сформировать умение подбирать проверочные слова, выявить общий принцип проверки безударной гласной в корне; учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий; развивать внимание, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать; развивать речь детей, их словарный запас; умение осуществлять орфографический самоконтроль.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные УУД: имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; осознают необходимость самосовершенствования.

Оборудование: Иванов С.В. «Русский язык» учебник (УМК «Начальная школа 21 века»), рабочая тетрадь «Русский язык» №2, интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроения.

– Здравствуйте, ребята!

– Я рада, что вы готовы начать урок русского языка. Садитесь. Удачи вам!

II. Актуализация знаний на основе развития речи.

Минутка чистописания.

Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги (гв ге ах ях ).

2. Как называются слова, у которых безударный гласный нельзя проверить, а надо запомнить? (Словарные слова)

-Зачем нужно изучать словарные слова? (Чтобы писать грамотно).

-Запишем несколько словарных слов.

Р. – упр.4. Сделай подписи под картинками (самостоятельная работа).

- Давайте вспомним, что такое «орфограмма» ? (Слайд 1)

- Что может являться сигналом «опасности» при письме? (Безударные гласные в корне).

- Какие гласные нужно проверять? (Слайд 2)

Целеполагание: будем упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подбирать проверочные слова. ( Слайд 3)

– Ребята, к какому времени года относится май?

– А какой цвет преобладал бы на вашем рисунке, если бы вы выбрали тему: «Весной …». (Зелёный)

– Верно! Обратите внимание, какие сочные, нежные оттенки зелени. По-праздничному наряжаются деревья весной.

– В каких словах выражена главная мысль предложения? (Деревья наряжаются)

– Назовите слово, которое обозначает действие предмета.

Деревья (что делают?) наряжаются.

– Запишем это слово по слогам.

– А сейчас постарайтесь заменить слово «наряжаются» словом с этим же значением, которое поможет ответить на вопрос: Весна какая? (Нарядная).

- Какой сейчас месяц? (Май).

– Как вы думаете, сколько букв в слове май? Сколько звуков? Сколько слогов?

– Разделим это слово на слоги для переноса?

– Какие правила переноса заметили вы в этом слове? (Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке; слог нельзя разрывать. Переноси строго по слогам).

– Разделим на слоги так, чтобы ещё раз напомнить себе правило: «Переноси строго по слогам».

– А отчего весна стала такая нарядная? (От того, что всё вокруг зеленеет и цветёт).

– Что вы можете сказать о цепочке этих слов? (Наряжаются, нарядная, наряд)

Прочитаем. (Это родственные слова).

- Почему? (Имеют общее значение и корень).

– Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах? (Корни в однокоренных словах пишутся всегда одинаково).

III. Сообщение темы и цели урока

Запись на доске: У псьма сви скреты.

– Какие? Закройте глаза, произнесите эти родственные слова про себя. (Наряжаются, нарядная, наряд). Откройте глаза, прочитайте по слогам. (Орфографическое чтение).

– Что вы заметили? (Слышится звук «и», пишется буква «я»).

– Почему? (Она безударная). Почему мы её так называем? (Потому что стоит не под ударением).

Слайд 4

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

– Почему же в слове «наряжаются» – пишется «я»? (Рядом стоят проверочные слова, в которых «я» под ударением, слышится ясно, чётко. А корни в родственных словах пишутся одинаково).

– Есть ещё знакомая орфограмма. Какая?

– Отдохнём.

Физкультминутка

– Кто напомнит мне, о каких же секретах письма говорится?

– Почему пропущены буквы в словах? Как вы поступите? (Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударная гласная была слышна чётко и ясно).

(Слайд 5)

Алгоритм:1. Выделить корень2. Поставить ударение3. Обозначить безударную гласную («опасное место») 4. Подобрать проверочное слово

Как искать проверочные слова для корня? (Слайд 6)

У п..сьма св..и с..креты.

Устная работа.

У п…сьма? – письма (чего? писем)

Св…и – свой

С…креты – слово запомни, непроверяемая безударная гласная.

IV. Дифференцированная работа на этапе закрепления.

1 группа – Имитационное моделирование. То, что устно проделано, списать в тетрадь по образцу, проговаривая шёпотом. (Слайд 7)

У письма – пи’сьма

Свои’ – сво’й

Секре’ты – секрет, секретик (словарное слово)

Продолжите работу по образцу, выдели корень.

Г..стил –

Г..ра –

2 группа – ( р.т. – упр.3,с.40) . Прочитай текст. Выпиши родственные слова.

- Поставь ударение.

- Обозначь безударную гласную.

- Назови проверочное слово.

Лес –

Лиса –

3 группа – Подбери однокоренные проверочные слова.

При записи ставь проверочное слово на первое место

Обозначь орфограммы, выдели корень:

Пл..довый, х..лмистый, н..чной, п..левой, с..сновый, тр..вяной (чай).

Образец: Плодплодо’вый,

V. Проверка выполненных заданий

1 группа ещё раз проверяет, проговаривает про себя.

2 группа обменивается тетрадями ( взаимопроверка ).

3 группа смотрит ключ к заданию на доске.

Ключ. (Слайд 8)

Плод – плодовый, холм – холмистый, ночь – ночной, поле – полевой, сосны – сосновый, травка – травяной.

Устное обобщение выполненных заданий:

– Что общего в словах каждой группы в ваших заданиях? (Родственные слова).

– А чем они различаются? (В одних гласная в корне ударная, в других – безударная).

– О чём важно помнить, когда выделяем корень? (Одинаковые значения).

– Как же проверить безударную гласную в корне? (Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударная гласная была слышна чётко и ясно).

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Какие затруднения были у вас в работе?

– Какой алгоритм работы вы определили для себя, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Алгоритм

1.Прочитай слово вслух

2.Поставь ударение

3.Найди опасное место

4.Подбери проверочное слово

5.Сделай вывод

6.Орфографическое чтение слова.

VII. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

_ Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы оценки, используя зелёные, синие и красные точки соответственно. (Слайд 9, 10)

Затем обменяйтесь тетрадями с соседом и оцените его работу.

– Я благодарна вам за работу на уроке.

– Вы – молодцы!