Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме Природные зоны России



Сценарий урока по окружающему миру

Класс: 4

Тема урока: Природные зоны России.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

1. Повторить и обобщить знания о природных зонах России, закрепить знания взаимосвязей в природе.

2. Развивать логическое мышление, внимание, память.

3. Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

Оборудование: Разрезанные картинки для деления на команды, маршрутные листы, карточки с названиями природных зон, с описанием климата, клей, листы бумаги для каждой команды, гербарий, музыкальные записи, колокольчик, индивидуальные карточки «Цепи питания», презентация «Природные зоны России», эмблемы «Знаток природных зон России».

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие по природным зонам нашей бескрайней Родины. В пути мы узнаем много интересного о климате, растительном и животном мире нашей страны. Поздоровайтесь с нашими гостями, они пришли к нам на урок и будут сегодня Вашими внимательными слушателями и наблюдателями.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Придётся всем думать и рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я Вас четвёртый год уж учу.

И знаю, что каждого ждёт свой успех,

А я, как всегда, болею за всех!

Подготовительный этап.

Деление на команды.

Ученики вытягивают один элемент картинки, складывая картинки, формируют команды, рассаживаются по местам, выбирают капитана команды, придумывают название команды. Учитель предлагает детям взять маршрутные листы и отправиться в путешествие (звонок весёлого колокольчика)

Задания

Разминка (фронтальная работа, ученики отвечают хором)

- Начнём с интеллектуальной разминки, нужно узнать природную зону по описанию:

А) Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры, лето жаркое, с сухими ветрами – суховеями, которые иногда превращаются в пыльные бури. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц и орлов. (Степь.)

Б) До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Лето короткое. Лишь вдали виднеется стадо оленей. А летом здесь много птиц, мошек и комаров. (Тундра.)

В) Хорошей погодой здесь считают дожди и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Ветры наметают дюны и барханы песка. (Пустыня.)

Г) Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Зимой здесь полярная ночь, летом – полярный день. Иногда в небе возникают удивительной красоты северные сияния. (Арктика.)

Д) Эта зона занимает более половины территории России. Очень разнообразен растительный и животный мир. Встречаются деревья-великаны, много кустов и трав. Лето тёплое, зима умеренно холодная. (Лесная зона)

Е) Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Здесь умеренно жаркое лето, зима тёплая. Растут здесь кипарисы, магнолии, пальмы, много фруктовых деревьев. (Субтропики.)

Станция ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ.

А) Расположение природных зон (показать на карте)

Б) Установить соответствие природная зона – климат. Ученикам раздаются карточки с названием природных зон и описание климата, нужно наклеить на лист бумаги название природной зоны, а напротив – её климат. 1 человек от команды выходит и рассказывает, какой климат в какой природной зоне, используя таблицу.

АРКТИКАЛето короткое, холодное. Зима длинная, полгода – полярный день, полгода – полярная ночь.

ТУНДРАКороткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильная метель.

ЛЕСНАЯ ЗОНАЛето тёплое, зима короче и мягче, чем в тундре.

СТЕПЬОчень тёплое продолжительное засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры. Дожди редки.

ПУСТЫНЯЛето очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 70, а температура воздуха в тени поднимается выше 40. Порой за всё лето не бывает ни капли дождя.

СУБТРОПИКИЗдесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то быстро тает. Такие тёплые зимы здесь благодаря морю и горам: море за лето нагревается, а зимой отдаёт своё тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных северных ветров.

Станция БОТАНИЧЕСКАЯ.

А) Работа с гербарием – 1 команда (соотнести растения и природную зону)

Б) Исправить ошибки – 2 команда (дан текст, где нужно заменить неправильные слова на правильные):

Ценными растениями пустыни считаются ушастые ежи (колосняк) и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак (корсак). Из более крупных животных замечательны кобылки (сайгаки). Они держатся стадами , кочуя в поисках пищи и воды.

Станция ИГРОВАЯ.

А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней!

Ухватил за хвост, но, ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)

Б) Музыкальная пауза: учитель показывает картинку с животным, ученики изображают это животное под музыку.

Конкурс капитанов.

Составить цепь питания, рассказать об этом, назвать природную зону.

Станция ЗООЛОГИЧЕСКАЯ.

Учитель показывает и называет животных, ученики поднимают карточки той природной зоны, в которой обитают животные.

Станция ИТОГОВАЯ.

А) Графический диктант.

Б) Подведение итогов урока, оценивание.